В. Новиков
Борис Александрович Алмазов всё просил рецензию на какую-либо свою работу. В конце концов, я решил прокомментировать его выступление на конференции «Казачий Петербург-2005» - опираясь на его же высказывания в разных публикациях...
«И тогда еле слышно сказал комиссар: коммунисты, вперёд»!
На конференции он заявил: «На первом Кругу удалось избавиться от коммунистического крыла, возглавляемого Лосевым» (это об Учредительном круге «Союза казаков» в июне 1990 года, который Алмазов вел).
Обвинение в адрес покойного достаточно серьёзно. Е.Ф.Лосев протестовал против того, что Круг шел по предельно заорганизованному сценарию, типичному для коммунистических форумов, и безальтернативности выборов атамана. Пожилого писателя, скрутив, просто выкинули со сцены. Лосев, поклонник Филиппа Миронова, был если не членом КПСС, то коммунистом по убеждению. Но более известным певцом той идеологии был тогда сам Алмазов. Иначе бы ему не доверили вести то мероприятие!
Цитирую: «Был проведен Большой круг и создан Союз казаков. Важную роль в его формировании сыграл один из приближенных М.С.Горбачева, заместитель заведующего отделом ЦК КПСС А.Сазонов» (А.Скорик, Р.Тикиджьян, «Казачье возрождение на пороге XXI века» - Сборник «Казачий Дон. Очерки истории», 1995 г.). Говорит об этом и Алмазов: «Так возник Союз казаков. Нас разрешила советская власть - вот та предательская советская власть. Но разрешила не просто так, а для того, чтобы мы разваливали Советский Союз» (газета «Смена», 4.11.1995 г.).
Итак, затеяв разрушение страны, предатели (что коммунистам не в первой!), доверили ответственную роль автору таких слов:«- Коммунисты - вперёд! И вот идут по разбитым дорогам продотряды, чтобы ценою своей жизни доставить хлеб в умирающие от голода города. - Коммунисты - вперёд! - и, не страшась кулацких пуль, едут в деревни двадцатипятитысячники - первые председатели первых колхозов...» (Б.Алмазов, «Государство - это мы!», 1982 г.).
Тут же панегирик красноармейцам, громившим Врангеля. Не удивительно: единственный известный персонаж гражданской войны с фамилией Алмазов - комиссар 5-го Заамурского полка 2-й кавалерийской дивизии Красной Армии. Отличился при ликвидации «банд» на Дону в декабре 1919 - феврале 1920 года и «по уполномочию председателя Казачьего отдела ВЦИК» награжден серебряными часами...
Быть певцом продотрядов для казака - это круто! Но, похоже, это родное для Бориса Александровича: «Мой дед был учителем, а стало быть, самым образованным и уважаемым человеком в нашем небольшом казачьем хуторе...
Советская власть дала землю - только работай! И вот однажды в дом к учителю набился народ... Хуторянин Арбузов рукавом протёр орден Боевого Красного Знамени. - Земли у нас теперя много. Мне, чтоб семью прокормить, столько не надо!.. - А в городе, - загалдели казаки, - детишки с голоду мрут. А что мы можем? Нам в одиночку с этой землей не справиться! - Народ с голоду из города бежит! Нанимай - помогут! - сказал старик Антипчев. - Ага! -взвился Арбузов. - В батраки к тебе, значит! Да тебе за это девять грамм, и не дыши!.. Миром просим! - встал старик Антипчев, и за ним поднялись все. - Съездите в город. Мы вам лошадей и всё такое на дорогу дадим...Спознайте, как большевики на этот счёт располагают. Мы с вами селькора пошлём, только он ведь молодой, не разберёт...
И мой дед поехал. Хоронясь от банд, которые гуляли по степям (т.е. от казаков-повстанцев - В.Н.), опасаясь волков и лютой метели, поехал он в город и привёз новые слова: «коммуна», «сельскохозяйственный кооператив». - Чтобы всё, значит, было всеобчее! - восторженно пояснил селькор...Давно отшумели эти споры. Отцы и даже деды нынешних ребятишек не знают, что это такое - частная собственность на землю... Государство у нас народное, значит, земля - наша. Это наша общая собственность» («Государство это - мы!», стр.41-47).
По Алмазову - это советская власть дала казакам землю!!!
А репрессии против всех и вся - нужное дело:
«Сразу после Октябрьской революции в стране оставались люди, которые при царе жили за счет народа или служили самодержавию: бывшие помещики, капиталисты, жандармы, священники, кулаки, торговцы, хозяева мастерских, трактирщики и другие. Если бы тогда в стране существовало равное избирательное право для всех, то, безусловно, в Советы попали бы люди из «бывших», которые сделали бы всё, чтобы вернуть прежние времена, когда они были господами. Государство - орудие подавления враждебных классов... Сегодня в нашей стране нет не то что целого класса - нет ни одного человека, который бы имел право и жил за счёт наёмного труда. Ребятам в школе приходится долго растолковывать, кто такие были кулаки, дворяне, мещане... Наши ребята с трудом это понимают, потому что ни кулаков, ни дворян, ни мещан, ни купцов давно нет в нашей стране. Нет эксплуататоров» (там же, стр.50-52).
«Нельзя быть святее Папы»? Можно! Борис Александрович и мещан записал в эксплуататоры - портных, сапожников, парикмахеров, дворников... Никто заставить такое писать в 80-х годах не мог. Старался быть замеченным?!
«Мы окружены со всех сторон врагами, и нам приходится почти всегда идти под их огнём... Порохом баррикад Красной Пресни пахнут эти строчки...Невозможно, не обладая душою и горячим сердцем поэта, приниматься за борьбу с трехсотлетней монархией... Мы говорим о Ленине, как о великом мыслителе, о гениальном организаторе, но Ленин был человеком поэтического мышления!..» (стр. 57-58).
Скажете, малость перестарался в заказном издании? Но вот - о самом себе:
«Но и в моей жизни был момент... Вот замер строй, и, звонко печатая шаг, ты идёшь к знамени части, мимо портретов героев, мимо своих товарищей... Вот ты опускаешься на колено... И в этот момент что-то происходит! Кажется, что знамя горячее, и рука, которая берёт его край, почему-то дрожит... И в эту секунду проносятся перед тобою два года тяжелой службы и кажется: все солдаты, что стоят на наших границах, и все, что были прежде, от тех босых и голодных, остервенело кричавших «Весь мир насилья мы разрушим!», - что шли на проволоку Перекопа, и те, что поднимали знамёна над столицами поверженных врагов, все стоят рядом с тобою, и вся страна, и все труженики планеты смотрят на тебя! Недаром знамя, под которым дрались... ремесленники Парижа в 1789 годи, коммунары в 1871 году, рабочие Петербурга в 1876-м, боевики Москвы в 1905 году, матросы Балтийского и Тихоокеанского флотов, бойцы Февральской и, наконец, Октябрьской революции, было красного цвета. Не случайно, как только народ поднимается на борьбу за свободу и правду, он поднимает над головой красное знамя!» (стр. 168-169). Вот с кого для писателя история начинается!..
В автобиографии, которую дал мне Алмазов, нет ничего о воинской службе - и что он «в совершенстве овладел тринадцатью воинскими специальностями и получил несколько военно-спортивных разрядов», и что, «прыгая в чёрную ледяную воду», спасал утопавшего тракториста, и т.п. В армии он не служил, и знамя части целовал разве что во сне. А руки если и дрожали, то от перспективы быть реально призванным на службу. Сам на «проволоку Перекопа» не полез бы, но «босым и голодным» сочувствовал:
«У моего прадедушки и у его брата была одна пара сапог на двоих, поэтому в школу они ходили по очереди. ..(стр.97) Смело мы в бой пойдём за власть Советов!» - пели босые и голодные пролетарии. Вот она - власть Советов! Советская власть!» (стр.49).
В канун 60-летия Бориса Алмазова с ним беседовали студентки-журналистки. Позабавили выданные им перлы: «Сам Борис Алмазов пожимает плечами: «Удивляюсь, как меня - диссидента 60-80 годов - не посадили...» И тут же: «Награжден 17-ю государственными, военными, общественными наградами и почетными знаками...» Хорош «диссидент»!?.
Эту чушь я безжалостно вычеркнул, редактируя в июле 2004 года статью в «Невском зеркале»...
Алмазов ставит себе в заслугу: «Удалось заложить основу новой казачьей идеологии, внедрив в сознание участников первого круга слоган «Слава тебе, Господи, что мы - казаки!»... Должен со всей ответственностью заявить, что эти слова, ставшие знаменем казаков, по крайней мере на 15 лет, не являются старинной казачьей молитвой, а были любимым присловьем моего деда»,
Но в памятке под тем же звучным названием (1992 г.) пишет иначе: «Вслед за предками нашими, кричавшими с католических костров, с турецких колов, истекая кровью, под татарскими саблями, умирая в застенках и лагерях, мы повторяем слова главнейшей казачьей молитвы: «Слава Тебе, Господи, что мы - казаки!»
Выдавать свои изобретения за «главнейшие молитвы» - не глумление ли над памятью погибших казаков, в чьи уста он вкладывает их? Если «новая казачья идеология» созидается на заведомой лжи, которую нужно «внедрять в сознание», название ей - одурачивание. Впрочем, не удивлюсь, если, поискав, найду это выражение в литературе. Что Алмазов нередко лжет, известно давно. Напомню одну историю.
Цитируем: «За спекуляцию своими прежними «заслугами», не имея на это права и реальной почвы, нарушение казачьих традиций и обычаев, самовосхваление, ложь, карьеризм, выбор стиля работы по принципу «разделяй и властвуй», искажение истории казачества в его литературной деятельности, наказать Алмазова Б.А. 10-ю ударами нагайкой, согласно устава и добрых казачьих традиций, и предупредить, что в случае продолжения подобных действий он будет наказан более строго» (протокол Совета старейшин Санкт-Петербургского казачьего округа, 17.11.1994 г.).
Один из подписавших его, Н.Волошинов, писал в «Донских Войсковых Ведомостях»:
«При полной неразберихе организационных и кадровых дел в верхах Союза казаков РФ, бывший атаман землячества Невской станицы Алмазов Б.А. более двух лет носит погоны полковника казачьих войск. При этом он «белобилетник», никогда не стоял в строю и перед строем воинов, не держал в руках боевого оружия, а его познания в области военной науки ниже, чем у ефрейтора. Может быть, Алмазов от природы наделен качествами, способствующими становлению казачества, возрождению православия, традиций, молодого поколения? Этого никак сказать нельзя. Правда, в результате учебы в театральном учебном заведении он получил артистические навыки: научился складно гутаритъ, часто искажая действительность; подать команду в храме «шашки на караул» (?!); театрально броситься в ноги лицу высшего духовного сана; выпустить брошюру, путая и искажая действительность и факты истории казачества...»
Письмом на имя мэра Санкт-Петербурга и главы области 12.10.1994 г. атаманы казачьих организаций уведомили, что Б.Алмазов «был изгнан из атаманов и занялся эксплуатацией той известности, которую получил... В настоящее время Б.Алмазов находится вне казачьих обычаев и традиций...»
То же и в отношении происхождения. «Семья происходит из старинного казачьего рода, который упоминается в документах с 1632 года. По линии матери с 1726 года... Мой дед со стороны матери - священник и учитель в станичной школе, а дед со стороны отца - его ученик... После Сталинской конституции 1935 года все ограничения на образование и трудоустройство для лиц непролетарского происхождения формально сняли. Казакам вменили в обязанность носить лампасы (?!!)...» (Б. Алмазов - «Не только музыка к словам...», 2003 г.).
«Выходец из старинного казачьего рода, упоминаемого еще в XVI веке (!!)...» (газета «Славянка», 29.06.2000 г.).
Так кем же был легендарный дед, на чьё присловье ссылается писатель? Учителем и пламенным агитатором коллективизации, опасавшимся «недобитых» белоказаков? Или священником, дочь которого репрессировали? Что значит «священник и учитель»! Расстрига? Кто бы иначе пустил его в школу, когда взрывали храмы, а священнослужителей тысячами расстреливали и ссылали...
О каких документах 1632 года или XVI века говорит Алмазов? В Ростовском университете донскими родами занимается В.Н.Королев. В Москве - автор 52-х выпусков «Донских генеалогических сборников» С.В.Корягин. В Санкт-Петербурге - А.А. Шумков, автор «Алфавитного списка Донских дворянских фамилий» и «Алфавита Донских дворянских родов». «Старинного казачьего рода Алмазовых» они не знают.
А Борис Александрович в личных разговорах уже уверяет, что является «прямым потомком половецких ханов», а его родословная исчисляется как минимум с XII века. Как та старуха - уж не хочет быть столбовою дворянкой, а хочет быть владычицей морскою!..
Предваряя в 1995 году мою статью «Неизвестное казачество», редакция «Смены» сообщила: «Владимир Новиков - большой знаток казачьей истории: конкретных судеб станиц, хуторов и казачьих родов... На днях ему удалось отыскать документальные сведения о прадеде писателя и атамана Бориса Алмазова...» Информацию эту дал сам Алмазов. Но единственное, что я на самом деле нашел - в хуторе Самойлов Слащевской станицы атаманом в 1916 году был некто Прокофий Алмазов. Прежде чем сообщить об этом Борису, попросил назвать станицы, где могли жить его родственники. Он назвал четыре - Слащевской среди них и близко не было. Зато уже через пару дней целую поэму в прозе рассказывал о своем расстрелянном чекистами прадедушке - хуторском атамане!..
Соотнесем два его высказывания: «На Первом кругу удалось избавиться от коммунистического крыла, возглавляемого Лосевым, и либерально-демократического, декларируемого Кокунъко», - и тут же, через пять строк в тексте: «В полном убеждении, в каком я пребываю и сегодня, в том, что только реставрация религиозно-нравственного этнического самосознания казаков, возрождения национальной культуры и мировоззрения, может в какой-то мере сплотить остатки нашего истребленного народа, а не политическая борьба и не попытка занять какую-либо нишу в социальной структуре государства, я вернулся с Круга».
Вряд ли это запоздалые извинения перед упомянутыми Лосевым или Кокунько, раз радуется, что удалось от них «избавиться». Но ведь это и есть политическая борьба? Устроил чистку, затем про Бога вспомнил...
А раньше свои убеждения Алмазов не скрывал. Вот выдержки из его интервью газете «Пограничник»: «Говорят «казаки - реакционеры». А между тем, первым в России пропагандистом марксизма стал кубанский казак Михаил Бруснев... «Казаки - душители революции». У истоков революции в 1917 году стал донец Макар Филатов, который на Знаменской площади в Петрограде решительно сорвал попытку жандармского пристава учинить расстрел рабочих...»
Газета «Невское время» 5.12.1991 г. сообщала: «Председатель Контрольной комиссии Горсовета Александр Степанов, потомственный донской казак, присутствовавший на последнем казачьем кругу Невской станицы, сообщил, что 2/3 питерских казаков являются коммунистами. Есаул из Новочеркасска, приехавший на Круг, заявил, что Дон не признает Алмазова атаманом питерских казаков». «Либо дурак, либо незнамо где деланный».
«Казачье возрождение», грезившееся Алмазову, не состоялось - и лучше пожелать нельзя! Казачество периода Российской Империи его не устраивает: «холопы», «военные рабы», «ниже крепостных»...
«Если мы поднимем документы XVIII века и посмотрим, как казаки служили, то увидим, что более жалких существ в стране не было» («Смена», 4.11.1995 г.). Это об Иване и Федоре Краснощековых, Федоре и Адриане Денисовых, о Матвее Платове и тысячах их сподвижников? О каком тогда «возрождении» он еще говорит?..
«В раньшее время казакам ничего, акромя службы и землепашества, не дозволялось. Так что, ежели кто станет брехать про казачью волю, - либо дурак, либо незнамо где деланный. Тольки не у нас!.. У нас в станице любой и каждый скажет: кака там воля! Жили хуже мужиков!.. Хуже каторжных, пра!» (Б.Алмазов - «Кто ты есть прежде.всего?»; Казачьи сказки, 1996 г.).
Служба и землепашество, понятное дело, Алмазову - адские муки! А вот на памятнике на парижском кладбище Сент-Женевьев де Буа выбито: «Казакам - сынам славы и воли»
В РГИА хранится обширный фонд князя Александра Михайловича Дондукова-Корсакова. Этот государственный деятель управлял в различные годы обширными регионами Империи, был наказным атаманом Кавказских Казачьих Войск, командовал крупными воинскими соединениями. В центре Софии и сейчас один из бульваров носит его имя. Был героем Кавказской войны, награжден золотым оружием за храбрость и орденом Св. Георгия 4-й степени. Носил он и высокое звание донского казака – был принят в Цимлянское станичное общество.
В 1859 году генерала Дондукова-Корсакова назначили начальником штаба Войска Донского. Россия стояла на пороге больших перемен. Не мог остаться безучастным к происходящему и он, адресовав военному министру 3 декабря 1861 года «Записку о войске Донском» - 57 страниц рукописного текста. Процитирую отрывок:
«Как гражданин, каждый простой казак считает себя с некоторым основанием несравненно выше всех прочих податных сословий России. Выборное начало и другие либеральные права, составляющие основу казачества на Дону, развили в нем чувство личного достоинства и самостоятельности. Любознательность и жажда образования, свойственные донским казакам, вместе с родом службы от берегов Аракса до северных границ Финляндии, пребывание полков в Бессарабии и Польше ознакомили сословие это с другими элементами жизни и, несомненно, способствовали к развитию понятий, которых далеко чужда общая масса населения России.
Сравнительное материальное благосостояние казака против крестьян в России дает этому сословию также основание себя в этом отношении выше последних. Общепринятое у простых казаков название «москаль» и «хохол», для именования жителей российских губерний и Малороссии, суть выражения, хотя и не враждебные, но далеко не дружелюбные...
...Выборное начало составляет одно из существенных правил Войска Донского, которым масса сословия преимущественно дорожит. Простой казак гордится своим правом голоса на станичных выборах и сборах наравне с прежним своим командиром полка, офицерами, генералами, если они граждане одной с ним станицы».
В отличие от Алмазова, у князя все в порядке - и с происхождением, и с образованием, и с жизненным опытом. Но он совсем иных взглядов на современное ему положение казачества! Хотя, с другой стороны, говоря о «незнамо где деланных людях», Борис Александрович все же излишне самокритичен...
Что еще хочется «внедрить в сознание» окружающих? В выступлении прозвучало: «Казаков не может быть больше, чем их родили матери-казачки».
Каковы же критерии отбора «матерей-казачек»! По этническому признаку? Командир лейб-гвардии Казачьего полка генерал Иван Иванович Краснов был женат на дочери генерала фон Гантвиха - Александре Карловне. Их сын, генерал Николай Краснов, был женат на Феодосии Ильиничне, урожденной Гавриловой, русской петербурженке. Их, в свою очередь, сын - атаман Войска Донского генерал от кавалерии Петр Краснов - по крови хорошо, если на четверть донской казак. И сам, кстати, был женат на немке, урожденной Бакмансон. Так казак он или нет? Кто бы сомневался - разве что Алмазов...
Венчанная жена казака, кем бы ни была по рождению, считалась казачкой. Гражданско-правовые отношения и родство духовное преобладали над родством кровным.
Кстати, внук Семена Ивановича Краснова (брата упомянутого Ивана) - генерал Семен Николаевич Краснов - был казнен вместе со своим троюродным братом Петром Николаевичем в 1947 году, а правнук - бригадный генерал чилийской армии Мигель Краснов-Марченко - сейчас в чилийской тюрьме. Не обошел в своем творчестве события в Чили и Алмазов, посвятив им главу в книге «Государство - это мы!»: «Армия Чили... осталась такой же, как и при антинародном правительстве. Она не была армией народа. Не говоря уже о том, что многие офицеры были подкуплены иностранной разведкой» (стр.89). Ход мыслей автора не блещет оригинальностью: со времен генерального комиссара Госбезопасности Ежова формула «агент иностранной разведки» тиражировалась в нашей стране многократно. Алмазов её экспортировал в Чили.
Но - вернемся к теме. Говорить об этнической замкнутости казаков - полное незнание истории. Против себя же обернется! Алмазов пишет: «Самого отца никогда не видел... Когда мама по старинному казачьему обычаю, протянула ему ребенка, чтобы он трижды поднес меня к иконе со словами «мой сын, мой род, моя кровь», что считалось официальным признанием отцовства, даже если в семье рождался негр, он вдруг отшатнулся с криком: «Погодите!»... обряд не удался, и я вырастал, помня слова бабушки о том, что отец не смог взять меня на руки..» («Не только музыка к словам»).
Мать, напомним - дочь священника, чего-то прятавшегося по буеракам от недобитых казаков. Итак, по сословному признаку к казачеству Борис не относился. Зато теперь - первейший казак!..
Тенденции к замкнутости - сословной! - среди казаков были, и порою сильные. Вот что пишет Дондуков-Корсаков: «Описанная мною особенность в этом отношении Войска Донского не встречается в близко известном мне Линейном казачьем Войске. Сие последнее постоянно формируется из разнородных источников. Ежегодно в ряды оного поступают: донские казаки, переселенцы из Малороссии, крестьяне Ставропольской губернии, женатые нижние чины регулярных войск и прочие...
Можно сказать, что идет процесс образования казачьего сословия, до некоторой степени тот самый, который еще до царя Алексея Михайловича производился на Дону. Мера приписки посторонних лиц к казачьему сословию, столь обыкновенная и полезная на Кавказе, будет встречена на Дону с совершенно другим взглядом и чувством».
Если бы казачество не пополнялось активно извне, то давно исчезло бы - при том образе жизни, что вело столетиями.
На конференции Алмазов заявил, что оставил пост атамана Невской станицы после «покушения» на его жизнь в конце 1991 года. Возможно, речь о том, как один казак прилюдно наградил его полновесной пощечиной, или о возможной порке: Алмазов безумно переживал по этому поводу. Появилось даже инициированное им коллективное письмо мэру города с требованием оградить его от расправы за литературную деятельность.
На всякий случай сочинил он и очередную сказку - лиц старше 50 лет пороть - де нельзя. На самом деле никого нельзя - ещё Александр II телесные наказания отменил. Но Алмазов против того лишь, чтоб его самого драли -против порки других отнюдь не возражает. В его книгах казаков бьют все, кому не лень. «Схватили казака, растянули на козлах, стали пороть... Допороли до бесчувственности...» - это о службе в гвардейских полках в Петербурге! («Смерть казака Игната», Казачьи сказки).
Пишет он и о своей детской мечте: «Так грезилось мне, как отец мой приедет!.. В мохнатой папахе! Во главе эскадрона! На белом коне! И окружит его эскадрон городок. Станет тихо и страшно - окончится смех...- Кого за обиды накажем, сынок? И я бы ответил: - Руби их всех! Как я его ждал. Он мне снился ночами. Без этой мечты я бы детства не вынес...» («Не только к музыке слова...»).
Такие вот грезы - о массовой казни переживших блокаду жен, матерей, сестер, невест и дочерей фронтовиков, большая часть которых не вернулась с войны, детей блокадного Ленинграда. И что за зондеркоманда должна была совершить ее? Казаки?
«Я участвую в национально-освободительной борьбе, как писатель, потому что пишу русские книги, я борюсь словом, - пишет Алмазов. - Нам внушили, что наши предки -славяне. А на деле у двух третей русских корни не славянские - татары, половцы, немцы...» («Мы - казачьего роду»).
На открытии Казачьей художественной выставки 3 мая 2005 года Алмазов обрушился на одну из святынь казачества - память о бравших оружие в руки женщинах-казачках. Это-де тяжкий грех. Опять роль Господа примеряет, что грешно, что праведно, устанавливает.
Казаки же всегда гордились, что пятая часть защитников Азова во время знаменитого Сидения в 1637-41 гг. были казачки, сражавшиеся наравне с мужчинами. Летом 1737 года донские казачки вместе с малолетними сыновьями, когда все мужчины воевали с турками и крымскими татарами в Крыму и под Знаковым, отбили нападение кубанских татар на пять донских станиц - от Романовской до Быстрянской.
А героическая оборона Наурской на Тереке 10-11 июня 1774 года? День памяти святых апостолов Варфоломея и Варнавы -11 июня - в Моздокском полку назывался «бабьим праздником». Пишет атаман М.А. Караулов («Терское казачество в прошлом и настоящем»): «Оборона Наура была «первым случаем, когда от кавказской женщины понадобиласъ серьёзная и опасная боевая служба. Впоследствии она уже не расставалась с нею и даже сроднилась, как с чем-то неизбежным, среди суровой обстановки порубежного быта.
Моздокские казачки не пугались ни свиста вражеских пуль, ни стрел, ни дикого рева и гика нападающих неприятелей...»
В мае 1918 года казачки Мигулинской станицы на Дону вместе со стариками, не вынеся издевательств от красноармейцев, частью уничтожили, частью пленили 76-й Ставропольский полк. А 8 мая напали на 5-й Заамурский полк (где комиссарил некто Алмазов!), но были отбиты...
Отсутствие уважения к женщинам вообще характерно для Алмазова. Его интервью газете «Час пик» (25.05.1992 г.) предшествовал анонс: «Атаман Алмазов гордится тем, что старушка целовала ему лампасы». Сильно сомневаюсь в существовании такой старушки - но, если тронутая умом и нашлась, то лучше бы о том молчать.
Вспоминаю свою покойную маму: увидев Алмазова по телевизору, она очень удивилась: «И фамилии такой у казаков не знаю, а уж рожи и подавно такой не видела...» «Вот он - молот, вот он - серп..,»
Расказачивание, по Алмазову, пошло с Петра I. Допустим. Чего ж тогда ты - страстный поборник допетровских прав - ошиваешься возле усыпальницы Романовых в Петропавловском соборе?
Опять цитирую: «С годами менялся и рисунок самого орла, всё хищнее разевались его клювы, всё сильнее впивались когти в державу. Но вот рухнуло самодержавие. Царя больше не стало, но власть в стране захватило Временное правительство - Керенский и «министры-капиталисты», как метко называли их в народе. И вот удивительное дело: герб стал свидетельством того, что по сути дела Временное правительство старалось проводить политику царизма (правда, без царя). Гербом остался двуглавый орёл. Изрядно ощипанный: без короны, без державы и скипетра, но всё равно - хищный и злой!..» (в самый бы раз в Грузию или Латвию - там на такие откровения большой спрос).
Ну, а идеал? «Наш нынешний герб: земной шар, над которым сияет пятиконечная звезда, в лучах солнца и в обрамлении колосьев. Это вечный мир, изобилие и счастье для всех живущих на земле. А изображение серпа и молота расшифровывать не нужно - это символы труда» («Государство - это мы!»).
Писалось это, когда полки в магазинах были почти пусты, а изобилие было уделом узкого круга партноменклатуры и её холуев, когда популярна была частушка: «Вот он - молот, вот он - серп, это наш советский герб. Хочешь - сей, а хочешь - куй, всё равно получишь...!»
Алмазов обижен на президента: «Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину меня никто не представлял. С Владимиром Владимировичем,, когда он работал в Смольном, я, по старой памяти, встречался. А вот с Володей Путиным состоял в очень хороших отношениях - вместе занимались дзюдо» («Охваченные членством»).
Да - при встрече с вице-мэром Санкт-Петербурга В.Путиным тот обращался к Алмазову запросто: «Борис». Но вот с 60-летием «великого» писателя не поздравил, правительственной награды не удостоил - посчитал, видимо, что хватит и тех 17-ти наград, что тот сам на себя навешал.
А еще ходят упорные слухи, что Борис Александрович информировал соответствующие органы о разговорах молодого дзюдоиста. Говорит, не знал тогда, где служил Володя, да и знал его под фамилией «Платов». Сам по себе этот факт не удивляет: в союзе писателей, известно, «стучали» многие...
Выступление на конференции Алмазов завершил фразой из римского наследия. Что ж, обращусь и я за помощью к древним: «Платон, ты - друг, но истина дороже!»
PS: Как-то Алмазов написал: «Повсюду в казачьих организациях - горлопаны, дураки и не казаки». Или (в послесловии к своей книге «Дорога на Стамбул») - о современных казаках: «Разнообразные дураки с. лампасами шире штанов.., маргиналы в зависи алюминиевых крестов и полковничьих погонах, не имевшие по происхождению никакого отношения к казачеству, в конце концов, угробившие казачье возрождение». Сдается, сказанное имеет отношение и к нему самому...