III съезд Союза казачьих войск России
4 июня 2005 года
1. Казачье движение, бурно развивающееся с конца 80-х гг. прошлого века, прошло в своём развитии большой путь, но тем не менее, по общему признанию, не решило своих основных задач. Это положение сложилось, прежде всего, потому, что основные задачи казачьего движения, собственно говоря, никогда и никем не определялись. Сейчас мы вынуждены признать, что казачье движение до сих пор имеет фактически стихийный характер.
Казачье движение за истёкшие 20 лет занималось в основном реконструкцией своей самобытной культуры и достигло в этом вопросе выдающихся результатов, доказав тем самым свою этническую жизнестойкость и энергию. Мы продемонстрировали всему миру, что мы - не историческое воспоминание, подобно дворянству, но реально существующий этнос, полный решимости бороться за достойную национальную и социальную жизнь для себя и других. Однако, мы отстаём в вопросах организации социальной и экономической жизни, а также до сих пор не выправили демографическое положение казачества. Вследствие стихийности и бесплановости нашей деятельности все попытки организации казачества свелись к формированию многочисленных и бесправных в социальном плане общественных организаций, голос которых не слышен не только в правительственных сферах государств, на территории которых находятся казачьи земли, но и в местных административных органах. В результате в последние годы в казачьем движении наметился ощутимый застой. Положение требует выдвижения новых ориентиров и перехода к новым методам работы.
2. За истёкшее время выяснилось, что традиционный уклад казачьей жизни невозможно восстановить без использования властных полномочий правительств и региональных (местных) властей. Да и успехи в возрождении казачьей культуры могут оказаться недолговечными в условиях современной политики в области средств массовой информации. Поэтому застой в развитии казачьегодвижения должен преодолеваться вхождением во властные структуры организованных групп казачьих представителей, выдвигающих требования казачьего народа и добивающихсяих претворения в жизнь. Иными словами, казачье движение должно перейти от этапа культурного возрождения к этапу формирования своих властных и политических структур.
Для достижения этой цели должна быть создана политическая организация казачьего движения, по принципам своего построения способная принять участие в политической жизни государств, на территории которых находятся казачьи земли. Эта организация должна достичь успеха в процессе выборов и сформировать проводящие её политику группы депутатов и других уполномоченных лиц на всех ступенях властных структур.
3. Основой казачьего уклада является казачья демократия, то есть, организация жизни казачества по принципам прямого казачьего управления своими общинами с предоставлением только их членам всей полноты политических прав и ограничением политических и социальных прав для неказаков. Эта система входит в противоречие с развивающейся на постсоветском пространстве либеральной демократией западного типа, предоставляющей равные права всему населению без ограничений. Поэтому казачья демократия может существовать и развиваться только в условиях ограничения действия общегосударственных установлений, иначе говоря - в условиях автономии. Поэтому первым условием дальнейшего развития казачьего движения должен стать его переход на идеологические позиции казачьего автономизма.
4. Казачий автономизм не является изменой государственной идеологии России и других государств, поскольку он направлен не на разрушение, а на укрепление их по завету «цветущей сложности» великого русского мыслителя Константина Леонтьева. Идеологию казачьего автономизма не следует также понимать, как стремление отгородиться от общества России и других государств постсоветского пространства. Этнически и культурно мы являемся частью русского народа, но и наши родственные связи с другими народами Евразии уходят в глубину времён.
Мы обязаны предложить народам наш, казачий, вариант организации социальной жизни и бороться за принятие его ими. Поэтому казачья автономия должна будет служить ещё и витриной исконной национальной демократии, образцом национального строительства для других народов и национальных групп России и зарубежья.
5. Существенным моментом должно стать, да фактически уже и является, решимость оказания помощи казакам тех территорий - как в России, так и за рубежом - на которых ущемляются права казаков. Мы считаем, что все казачьи организации должны объединить усилия в оказании помощи терским, яицким, сибирским и семиреченским казакам, а также другим объединениям казаков, находящихся в трудном положении. Объединение усилий по оказанию помощи также может дать только политическая организация.
6. Политическая организация казачьего движения должна поставить своей целью построение казачьей автономии, или, вернее, в соответствии с политической структурой постсоветского пространства, - казачьих автономий в пределах государств, на территории которых лежат казачьи земли. Но эта политическая раздробленность пространства совсем не исключает единства политической организации казачьего движения, соответствующего этнокультурному единству казачества.
Следует понимать, что в сложившейся ситуации мы не можем немедленно потребовать казачьей автономии. Нет, выдвигая её как лозунг и конечную цель, мы должны спланировать на довольно длительный промежуток времени её поэтапное строительство. Так, уже сейчас мы можем в Российской Федерации использовать заложенные в её законодательстве возможности создания культурно-национальных автономий и самоуправляющихся районов. Не следует пренебрегать этими возможностями, поскольку они дадут нам в руки возможность контролировать воспитание детей и молодёжи, а также организовать подготовку собственных преподавательских и управленческих кадров.
Следующий этап - политическая борьба за объединение этих самоуправляющихся общин и расширение их компетенции. Вот здесь и будут необходимы казачьи структуры во властных и административных органах, равно как и активные действия организованных казаков по поддержке их инициатив.
7. Основное требование успешности строительства автономий - единство казачьего движения не только в целом по данному вопросу, но и в методах достижения основной и промежуточных целей, согласованность действий по времени и в пространстве. Здесь мы приходим к тому же, с чего начали - к созданию политической организации казачьего движения.
Какой же она должна быть?
Во-первых, и в основных, она должна включать в свой состав если не все, то подавляющее большинство казачьих общественных организаций, а кроме того, для достижения более широкого охвата, приступить к созданию казачьих профессиональных организаций и движений, наряду с территориальными и земляческими, преобладающими в настоящее время. Следовательно, политическая организация казачьего движения должна представлять собой федерацию казачьих общественных организаций или Казачью федерацию. В этой Федерации все существующие казачьи общественные структуры смогут сохранить свои уставы, членство, органы печати, уставные цели и задачи. Федерация может быть создана как её регистрацией в Министерстве юстиции, так и соглашениями организаций между собой.
Но при этом Федерация должна избежать опасности превращения в рыхлую и недееспособную организацию замедленного реагирования, исключить в своей деятельности возможность несогласованных и сепаратных действий входящих в неё организаций. Нам представляется, что этого можно достичь принятия казачьими организациями Кодекса действий, объявляющего цели и задачи Федерации в общем (общегосударственном) плане приоритетными по отношению к уставным целям и задачам организаций, но при этом обязующего в местных или профессиональных вопросах учитывать мнение организаций, непосредственно занимающихся этими вопросами. В нём также должно быть заложено положение об оказании помощи любой казачьей организации другими организациями, как по непосредственному обращению, так и по требованию руководящих органов Казачьей федерации.
8. Создание Казачьей Федерации может быть осуществлено Казачьей ассамблеей, формируемой за счёт оптации в неё представителей существующих в настоящее время и учреждаемых в будущем казачьих организаций. Казачья ассамблея должна стать высшим органом казачьего движения и, ввиду остроты переживаемого момента, собираться не реже, чем каждые полгода, не считая внеочередных съездов. Для непосредственного оперативного управления между съездами Казачья ассамблея должна сформировать Центральное казачье правление, на которое и возложить исполнительные функции в казачьем движении. Формирование Центрального казачьего правления целесообразно производить по смешанному принципу - в качестве общественных поручений и по найму специалистов.
9. Финансирование деятельности по созданию Казачьей федерации и строительству казачьих автономий должно производиться Казачьим банком и Фондом казачьего самоуправления, учреждение которых мы видим ближайшей и наиболее насущной задачей казачьего движения. Формирование филиалов и отделений этих учреждений на местах должно проводиться одновременно с формированием их уставных капиталов и подготовкой к выпуску ценных бумаг и облигаций.
10. Следует учитывать, что законы некоторых из государств, на территории которых расположены казачьи земли, могут воспрепятствовать формальному вхождению тех или иных казачьих организаций в намеченные структуры. Но властные структуры приходят и уходят, а казачество существует и будет существовать. Казачество едино, и предполагаемые к созданию органы казачьего движения будут обязаны найти формы работы, в которых это единство будет реальным.
11. Из всего вышесказанного можно видеть, что политическая организация казачества представляется нам как светская, чисто политическая организация, призванная не подменить собой традиционные казачьи структуры, но оказать помощь в их дальнейшем развитии и восстановлении. Казачья федерация не будет вмешиваться в жизнь казачьих общин, она призвана организовать их взаимодействие и взаимную помощь в борьбе за становление казачества в непростых условиях начала III тысячелетия.
Именно такую модель дальнейших действий казачьего движения предлагает Союз казачьих войск России всем братским объединениям казаков для изучения и принятия решения на дальнейшие действия.
17 сентября 2005 года в г. Москве в Центре славянской музыки «Боян» состоялся Первый Чрезвычайный Съезд Союза Русского Народа (СРН). Делегаты съезда заслушали доклады, утвердили Концепцию программы и Устав Союза.
Избраны руководящие органы и редакционная комиссия по разработке Программы, которая будет приниматься на Втором съезде СРН. Намечена и дата его проведения - 25-26 ноября 2006 года.
Приняты решения о создании в Союзе Русского Народа: Попечительского Совета, Комиссии по земельному кадастру, Правозащитного бюро, Информационного центра, Молодежной организации.
24 сентября 2005 в рамках Первого Чрезвычайного Съезда СРН состоялась Учредительная конференция Русского Блока (политического крыла СРН), а на следующий день 25 сентября — IV- й Большой Круг Союза Казачьих Войск России.