Статьи

Об употреблении казаками в качестве самоназвания слова «казара»

Н. Гостев

Из истории известно о существовании в древности могущественного государства под названием Хазарский каганат, традиционно датируемого VI-Х веками - хотя некоторые ученые выдвигают более смелые предположения о последней дате. «Нет сомнений, что в сильно сузившихся границах оно (т.е. Хазарское государство - Н.Г.) продержалось еще как минимум 200 лет, то есть до середины XII в., а возможно - хотя и более сомнительно - до середины XIII в.» - пишет, например, А.Кестлер («Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие»). До недавнего времени происхождение хазар, именуемых в славянских документах казарами (козарами), представлялось загадкой. Сложность поиска корней хазарской культуры в том, что ни один из современных народов не считает себя их потомками. Сегодня практически все исследователи, основываясь на сведениях арабских авторов об употреблении хазарами тюркского языка, пришли к мнению, что хазары являлись одним из тюркских племен. Истории Хазарии посвящено не так уж мало книг, но чаще всего они посвящены обращению части хазар в иудаизм и их последующей судьбе. Однако, согласно свидетельствам арабских авторов, хазары-иудеи были религиозным меньшинством. Крупнейшими религиозными группами в Хазарии являлись христиане и мусульмане. Аль-Масуди: «Если бы мусульмане и христиане вошли бы в соглашение, царь не имел бы средств [противостоять им]». В отношении хазар-иудеев существует мнение, что они, мигрировав с приволжских земель на Запад, осели на Украине и в Польше, образовав многочисленные еврейские поселения. Но куда же делась оставшаяся, и при том большая часть хазар? Даже несмотря на все войны, многочисленное население Хазарии не могло бесследно сгинуть. Неужели бежавшие хазары-иудеи - единственное живое свидетельство существования Хазарского каганата? Приводимый ниже материал - это попытка пролить свет на судьбу неиудейской части жителей Хазарии. Мнение о родстве летописных казар и казаков высказывались давно. Ему следовали многие ученые XVII-XVIII веков. Знаменитый архиепископ Белорусский Георгий (Кониский) в «История русов или Малой России» в конце XVIII века писал: «Воины сии ... переименованы от царя греческого Константина Мономаха из Козар - Козаками, и таковое название навсегда уже у них осталось». Но подтверждений в обосновании этого мнения на происхождение казаков выдвинуто не было. Единственно, чем обосновывалась связь казаков с хазарами - это близость слов казаки/козаки и казары/козары. Отсутствие серьезной аргументации дало повод противникам этой теории совсем отказаться от всестороннего анализа выдвинутого предположения. На смену поискам исторических предков казаков пришла теория об их происхождении от беглых крепостных. Между тем, обращение к казачьей этнографии дает весьма интересный материал. Важный аргумент при этом - что до сих пор в обиходном языке казаков старейших общин присутствуют в качестве самоназвания слова, которым летописи и другие старые документы именуют хазар.

На Яике (совр. Урал) хорошо известно слово казара, - как этноним, наряду с собственно казаки (в отличие от этнонима русские, который до недавнего времени вовсе не был распространен среди казаков). В уникальном «Словаре говора уральских (яицких) казаков» под редакцией Н.И.Малечи говорится: «КАЗАРА, казарра, собир., иногда шуточно или пренебреж., - уральские казаки». И примеры употребления этого слова: «Што ето мужики обиждаются, кода их музланами дразниют? Нас вон назовут казарой да еще мокрожопой, а нам, мотри, вроде как-то приятно. Скв. Горяченные вы, казара! - Что делать? Быват! «Уралец», 1898, №46. Казарра - ча сделашь? Батенька ррадимый! Вот она де порода-то рразинска! Вот де! Ур. Иногда сами казаки говорили про себя: все вот сами наделали казара. Оз. Казара за Родину погибнуть готовы были. Казара, особенно уральцы, дисциплинисты были. Чап. М/с. - Буд., Куш., Инд., Сер.». Интересно, что последний пример наглядно показывает уверенность яицких казаков, что именем казара называются все вообще казаки! Как эквивалент слову казаки слово казара знало и население соседних губерний. Использовал его и Дмитрий Фурманов, костромской крестьянин по происхождению, не знакомый с культурой региона до гражданской войны, в романе «Чапаев» (1923 г.).

В годы советской власти слово казара использовалось на Яике в качестве брани по отношению к казакам. Нестор Малеча отмечал по этому поводу: «Употр. неказаками (иногородними) как бранное слово, обычно с прибавлением эпитета «проклятая» и т.п.». Показательны и приводимые им примеры: «Казара проклята, на говне распята! (фолък.). Ур. А иногородним отвечали: «У-у, казара уральска!» Сер. Ах вы, казара проклята, только бы драться вам, битъ всех! УВВ, 1871, № 42». Не правда ли, довольно выразительно. Жители кубанских станиц, в основном бывшего Черноморского Войска, употребляют слово козарлюга (эквивалентное казачина), означающего удалого казака, молодца, и обычно употребляемого в сочетании с «матерый», «щирый». Факт этот хорошо известен и тоже зафиксирован в литературе. На его раннее употребление еще запорожцами указывает наличие этого слова в казачьем фольклоре XVIII века. Так, в песне, повествующей о разгроме Екатериной II Запорожской Сичи, поется: «Васюринскый козарлюга та пье в корчми, гуляе, Свого пана конювого батъком называе». Несколько хуже обстоит дело с донцами. У А.В.Миртова («Донской словарь. Материалы к изучению лексики донских казаков», 1929 г.) отмечено слово казарно, с пометой аналогичной той, что поставил в своем словаре Малеча - «собир. пренебр.», «о казаках». В недавно изданном «Большом толковом словаре донского казачества», составленном по материалам последних лет, ни самого слова казара, ни его производных «при сборах при подготовке этого словаря обнаружено не было». Однако по устному сообщению ряда информаторов - донских казаков на Дону (по крайней мере, раньше) все-таки употреблялось слово казарлюга, с таким же смыслом, как и запорожцами. С уверенностью нельзя сказать, самостоятельно ли оно для Дона, или это - результат влияния запорожцев. Но все-таки пример с казарно указывает на бытование и среди донцов исходного слова казара. Стоит заметить, что большинство опрошенных высказались отрицательно к идее происхождения или какой-то связи казаков с хазарами, считая хазар иудеями, а Хазарский каганат враждебным государством. Но нетрудно заметить, что это есть лишь сформированный в последнее время на основе научных (и не только) изысканий образ. В таких условиях продолжающееся до настоящего времени бытование слов казара и козарлюга говорит об исконном наличии этих слов в казачьем лексиконе. На древность употребления казаками этнонима казара указывает и то обстоятельство, что он был широко распространен на обоих полюсах первоначального ареала казачьего расселения - Днепра на западе и Яика на востоке. И ввиду большой удаленности этих двух казачьих Войск друг от друга (к чему следует добавить изоляцию Яицкого Войска после «опустения» берегов Волги в конце XVII века), а также существенных различий в их культуре, говорить о влиянии какой-то одной группы на другую почти не приходится. Интересно, что яицкое казара стоит во множественном числе - именно поэтому Н.Малеча сделал отметку «собирательное». Это заставляет задуматься о том, какова же была форма единственного числа? Никогда она не употребляется в разговорной речи. Как было раньше, сказать сложно, ведь в письменных источниках она не зафиксирована. Итак, сделанные выше наблюдения этнографического характера говорят о древности этнонима казара и об исконности его применения по отношению к казакам. Как для казаков старейших казачьих общин, так и для окружавших их народов слова казаки и казара были равнозначны. Но, несмотря на столь интересные этнографические данные, вопросу о соотношении летописных казар и казачье!! казары не уделено никакого внимания - ни в исследованиях по Хазарскому каганату, ни по казачеству. Насколько мне известно, ни одна статья, пусть даже критическая, относительно происхождения в казачьем лексиконе и самого этого своеобразного этнонима, и производных от него, не появлялась. На фоне повышение интереса к истории хазар, и казаков такое положение вещей вызывает недоумение.

Вероятно, сталкиваясь с такими словами, находящимися в употреблении у казаков, ученые приходят в замешательство, и вот от чего. Все имена и названия, производные от летописного имени хазар, сегодня однозначно связываются с хазарами. В Восточной Европе, например, существуют поселения Казара,.Козаров, Козаржевск и т.д., основателями которых считаются хазары: «На Украине и в Польше очень много древних топонимов, происходящих от слов «хазар» и «жид» (еврей): Жидово, Козаржевск, Козара, Козаров, Жидовска Воля, Жидадице и т.о. Некогда это были, наверное, деревни или временные лагеря хазарско-еврейских переселенцев на Запад» (Кестлер А., «Тринадцатое колено...»).

При этом на саму связь казаков с хазарами есть прямые указания самих казаков. А.И.Ригельман в своей «Истории о донских казаках» критикует одно из них: «Сия сказка (рассказы казаков о начале Донского Войска - Н.Г.) точно весьма подобна басням Сечевских, то есть Запорожских, Козаков, как они о себе объявляли, что будто б и их войско начало свое возымело чрез вышедшего из Польши некоего человека, именем Семена, роду Казарского».

К тому же наблюдается и территориальное соответствие районов проживания казаков той территории, которую занимал древний Хазарский каганат. И тут обнаруживаются хронологические противоречия, из-за существующей в истории временной лакуны. Ведь конец Хазарского каганата традиционно относят к X веку, иногда к XII и даже XIII веку. Но и столь поздняя датировка не спасает, т.к. появление в летописях слова казак относится лишь» к XV пеку (отметим здесь и ДРУГУЮ временную лакуну - на этот раз применительно к запорожским казакам. Хорошо известно, что запорожского казака отличала длинная прядь волос на голове - оселедец. Но также хорошо известно, что оселедцы носили киевский князь Святослав Игоревич и его дружинники. Временной разрыв между этими двумя примерами - такой же, как и в нашем случае, 500 лет).

Видно, все эти обстоятельства основательно смущают исследователей, раз до сих пор не только вопрос о явной связи казаков с хазарами старательно обходился стороной, но даже и сам по себе вопрос о судьбе хазар-христиан и хазар-мусульман после распада Хазарского каганата.

Основной фактор, заставляющий прекращать всякое изучение ранней истории казаков - все еще довлеющая с XVIII века над умами басня о беглохолопском их происхождении. Хотя имеющиеся в настоящее время сведения показывают, что многие казаки (по крайней мере, трех старейших общин) - потомки жителей Хазарии, того самого бесследно исчезнувшего из официальной истории христианско-мусульманского большинства хазар.

Во избежание кривотолков, замечу, что Хазарский каганат был многонациональным государством, в него входили не одни только хазары. С течением времени подданные народы могли принять на себя имя хазар, что могло особо проявиться при контактах с внешним миром. Но даже относительно самих хазар можно привести такое свидетельство Истахри: «Хазары... разделяются на два разряда, один называется кара-хазар, они смуглы так сильно, что их смуглота отдает в чернь, они словно какой-либо разряд из Индии. Другой разряд - белые, красивые и совершенные по внешнему виду». Но исследование происхождения народов, населявших Хазарию, уже выходит за рамки настоящей статьи.

Hosted by uCoz