А. КАБАКОВ, «Терский казак»
Несмотря на уже довольно большой период, затраченный на возрождение казачества, оно так и не возродилось. Все усилия идейных вдохновителей этого благого дела, искренний порыв десятков тысяч простых людей, поверивших в то, что казачество может вновь стать действенной силой в стране, утонули в дрязгах казачьих «лидеров», в их амбициях и нечистоплотности, некомпетентности и авантюризме. Некрасивая возня в казачьих рядах шла на фоне (и идет до сих пор) при прямом противодействии казачьему возрождению государственных структур как федерального, так и регионального уровня. Смотря реально на всю ситуацию, можно с прискорбием констатировать, что возрожденное, сильное казачество сегодня никому не нужно, кроме отдельных идеалистов. Как же так получилось?
Начнем с 90-х годов, с начала возрождения. В казачьей среде не было четкой программы возрождения. Кроме того, необходимо было учитывать региональную специфику. Например, то, что было приемлемо на Дону, никак не подходило для Терека. Кроме этого, в эти переломные годы в числе казачьих атаманов нередко оказывались люди, одни из которых на казачьей волне стремились сколотить себе капитал, другие, получив власть, забыв про свои обязанности, пускались во все тяжкие.
Все говорили, что казачество нужно возрождать, но никто не знал, как это сделать. Кто-то требовал передачи казачьим общинам и атаманам местной власти, другие добивались принятия казаков на государственную и военную службу. Но вопрос о том, как же это сделать, не смог решить никто. Поэтому был придуман государственный реестр казачества.
На первый взгляд, все правильно ведь казаки всегда назывались «слуги государевы» и никогда не отказывались от службы Родине. Но что получилось на деле? Казаки раскололись на реестровых и общественных. Иначе и быть не могло. Во-первых, в реестр включались лишь служилые казаки. А что делать остальным, они что, казаками не считаются? Во-вторых, так как государство объявило о финансировании лишь реестрового казачества, то туда ринулись все кому не лень. Вышло, что любая группа людей может объявить себя казачьей организацией, войти в реестр и получить бюджетные деньги. А настоящие, природные казаки, если они не «реестр», оказались за бортом. И это при том, что практически все казаки настойчиво требуют признания себя как нации. И рано или поздно они этого добьются. А пока мы имеем «Ингушское казачье войско», в ближайшее время, возможно, появится «Чеченское казачье войско», уже давно есть «Казачьи войска Грузии»! Все эти формирования к казачеству (кроме названия) не имеют никакого отношения и состоят из кого угодно, кроме потомственных казаков. Зато подобные части, в отличие от последних, в чести у государства.
Внеся раскол в ряды казачества, государство создает всяческие препятствия и реестру. Например, в ряде республик Северного Кавказа в качестве непременного условия вступления в реестр выдвигаются требования реализации на практике предусмотренных законом экономических льгот для реестровых казаков. Расплывчатость основных положений указа о реестре в части порядка участия казаков в различных видах государственной службы (в основном это касается проживающих в городах) и выдачи им беспроцентных ссуд является фактором, сдерживающим их вступление в госреестр.
В соответствии с условиями вхождения в реестр, уставы и кандидатуры атаманов отделов, расположенных на территории субъектов Федерации, должны согласовываться с руководством исполнительной власти на местах. Таким образом, руководство национальных республик получило дополнительный рычаг давления на казачество. Результатом этого стал раскол в казачьем движении на «лояльных» и оппозиционных казаков (реестровых и общественных).
Наиболее остро проблемы вхождение казачества в госреестр видны на примере Терского казачьего войска (ТКВ). До указа президента о госреестре в структуру ТКВ входили казачьи отделы, расположенные на территории Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Ставропольского края. В настоящее время происходит структурная реорганизация, следствием которой является распад ТКВ. Некоторые региональные лидеры пытались взять под контроль казачество на своей территории, другие разбавляли его местным населением.
Так, в Северной Осетии, где помимо Владикавказского казачьего отдела, состоящего из казаков-славян, было создано «Аланское войско», которому в республике был создан режим наибольшего благоприятствования.
Изначально «Аланское войско» задумывалось для других целей, и возглавить его должен был совсем другой человек. Но власти Северной Осетии (точнее зам. председателя Правительства ГС. Козаев), увидев, что через «Аланское войско» можно присвоить бюджетные деньги, решили прибрать его в свои руки. Внаглую, нарушая все уставы и законы во главе войска был поставлен брат ГС. Козаева - М.С. Козаев.
Влившись в состав ТКВ, Аланское войско представило список из 11 тыс. казаков-осетин, готовых вступить в реестр, в то время как Владикавказский отдел насчитывает около 3 тыс. человек. Сложившаяся ситуация рассматривалась славянской частью казаков Терского войска как дискредитирующая идеи возрождения казачества в республике. По мнению некоторых атаманов, «Аланское войско» использовалось криминальными авторитетами в своих интересах.
Признавая заслуги осетин в деле служения России, и помня, что раньше в Терское казачье войско входили две станицы, населенные осетинами, казаки - славяне не могут смириться с тем, что им, потомственным казакам, от государства никакой помощи, а недавние беженцы из Южной Осетии (из которых в большинстве своем состоит «Аланское войско»), объявившие себя казаками, имеют различные льготы, бюджетное финансирование. Кроме этого, на казачьем возрождении многолетний атаман «Аланского войска» генерал М.С. Козаев нажил целое состояние. Он так лихо проворачивал свои делишки, что его деятельностью заинтересовалась прокуратура.
Несколько лет назад атаман Аланского республиканского казачьего округа (АРКО) Терского Казачьего войска озарился рядом блестящих идей, в числе которых - воспроизводство свинопоголовья, возрождение рыбного промысла, создание тепличного хозяйства и лесопосадок ценных пород деревьев. Об этом красноречиво свидетельствует ряд фактов, приведенных в газете «Неделя Осетии» № 32 от 14 августа 2002 г. Приведем лишь некоторые из них, опубликованные в упомянутом номере газеты. Атаман, как положено, собственноручно составил бизнес-план, согласно которому на великолепный проект потребовал 1,5 миллиона рублей. В сентябре 1999 года республиканский Минфин (благо брат Аммана заведовал распределением бюджета республики) в соответствии с кредитным договором перечислил АРКО вышеуказанную сумму, естественно, оговорив срок возврата ссуды. На тот момент атаман исполнял не только атаманские обязанности, но еще и обязанности бухгалтера и кассира, и «многостаночность» снизила до минимума уровень бюрократизма.
Известно: чем меньше бюрократии, тем больше дела, и следовало надеяться, что выделенные средства будут использованы по назначению, а результаты не заставят себя ждать. Однако атаман пошел «революционным» путем - полтора миллиона рублей были им обналичены в бывшем «Агропромбанке»., а затем «растеклись» по пяти направлениям. 500 тысяч рублей были вложены в кооперативное хозяйство «Тамара», при учреждении которого доля «активного» атамана составила 5%. 300 тысяч рублей вскоре оказались в распоряжении МП «Ардонстрой-материалы», где атаман являлся председателем совета. Кстати, согласно имеющейся информации, эти деньги ушли на погашение ранее взятого кредита в 20 тысяч долларов. Что ж, предприятие хотя и малое, но масштабы у него, видимо, приличные, если МП не тяготит нехилый кредит в валюте. 400 тысяч рублей были вложены в изготовление и реализацию винной продукции, а еще 200 тысяч энергичный атаман пристроил в производство растительного масла. Но две последние сферы вложения кредитных средств обернулись сплошными разочарованиями: вино прокисло и подверглось утилизации, а на масло, каким-то образом оказавшееся в Калининграде, покупательский спрос упал до критической отметки, вероятно, из-за отвратительного внешнего вида, не говоря о вкусовых качествах. И пятое - растекание материальных средств в 100 тысяч рублей ушли в небытие. Во всяком случае, оперативникам ОБЭП Иристонского МО и следователям республиканской прокуратуры пока не удалось выяснить судьбу этой суммы.
Стоит отметить, что деятельность атамана АРКО заинтересовала не только правоохранительные органы нашей республики. Атаман Терского Казачьего войска казачий генерал Владимир Бондарев и спешном порядке откомандировал во Владикавказ своего представителя в лице атамана Терско-Сунженского казачьего округа - войскового старшину Михаила Серкова. Суровый старшина не стал комментировать юридическую сторону вопроса, уделив внимание серьезным промахам внутреннего характера. А заключались они в том, что совет атаманов АРКО знать не знал о полученной полуторамиллионной ссуде и ее последующем расходовании. Как правило, любые вопросы финансово-хозяйственной деятельности в обязательном порядке выносились на совет атаманов и на казачий круг и обязаны были подлежать огласке. Но атаман АРКО избрал «сольный» вариант. В итоге было возбуждено уголовное дело по пяти статям УК РФ: незаконное предпринимательство, растрата, незаконное получение кредита, легализация денежных средств, приобретенных незаконным путем и злоупотребление полномочиями.
Следствие по этому делу продолжается до сих пор. Примечательно, что, несмотря на то, что Атаман ТКВ генерал В.П. Бондарев в курсе всех неблаговидных дел атамана АРКО, несмотря на многочисленные жалобы рядовых казаков, генерал М.С. Козаев по-прежнему «на коне».
Не меньше вреда святому делу возрождения казачества нанес бывший Атаман Терского казачьего войска В.П. Сизов. Это словно казачий Остап Бендер - большой любитель различных интриг и авантюр. В 80-е года военная судьба забросила его во Владикавказ (тогда еще Орджоникидзе) и он стал преподавать тактику в местном военном училище. В те годы он даже и не думал о казаках, да и откуда ему, уроженцу села Рословское Вологодской области было знать о казачестве?
Тактику В.П.Сизову было очень скучно работать военруком в школе, тем более в переломные 90-е годы, и он решил податься в казаки, увидев, что на этой волне можно сделать себе и капитал, и имя. Будучи общительным, компанейским человеком, Валентин Павлович смог быстро найти общий язык с нужными людьми, создать о себе приятное впечатление, войти в доверие. Объявив себя казаком, он быстро выдвинулся в казачьи Лидеры. Каким-то образом он оказался войсковым атаманом Терского казачьего войска. Казаки до сих пор разбираются, как такое получилось. Одни считают, что был заговор. А прежнего атамана (А. Стародубцева) свергли на одном из советов атаманов. На Кругу в Кизляре В.П. Сизова лишь формально утвердили в должности. Другие утверждают, что все было по закону.
Так или иначе, но Валентин Павлович оказался во главе Терского войска. В те годы активно пропагандировалась идея казачьего реестра и он деятельно занялся включением Терского войска в реестр. Забросив все дела, В.П. Сизов ездил и согласовывал устав войска со всеми республиками, на которых оно расположено. В войсковом штабе во Владикавказе он почти не появлялся. Историкам будет весьма трудно исследовать его деятельность на посту войскового атамана, так как после его «атаманства» почти не осталось никаких бумаг. Их просто не было, так как не было деятельности.
Потеряв пост войскового атамана, В.П. Сизов не только не поутих, а наоборот, еще больше развернул свою деятельность.
В какие только организации, союзы и объединения он не входил. Был председателем местного отделения движения «Честь и Родина», председателем «Конгресса русских общин», председателем Российской народно-республиканской партии, помощником войскового атамана по связям с общественностью, членом совета общества «Русь», членом оргкомитета по созданию Славянской партии, помощником К.Д. Хетагурова по связям с казачеством, консультантом председателя Парламента РСО-Алания Т.Д. Мамсурова и многое другое.
Кроме всего прочего, Валентин Павлович возглавил региональное Управление Федерации Союза казаков по РСО-А. Трудно сказать, что это за организация и для каких целей она создана. Даже ознакомление с ее уставом не проясняет вопрос. Все пункты изложенные в уставе расплывчаты и носят общий характер. Впрочем, конкретики В.П. Сизову и не надо. Самое главное, что эта организация выдает весьма красивые, фирменные удостоверения с угрожающей надписью «ФСК России». Таким удостоверением можно не только похвастаться перед друзьями, но и показать при случае гаишнику или сотруднику милиции. Даже не каждый работник правоохранительных органов может понять, что за аббревиатурой «ФСК России» скрывается не Федеральная служба контрразведки, а вполне безобидная Федерация Союза казаков.
Эти удостоверения Валентин Павлович раздает всем желающим. Естественно, не бескорыстно. Чем больше заплатишь, тем выше звание у тебя будет. «Атаман» добрый, он любому выпишет нужное удостоверение. Так «казаками» стали различные депутаты, чиновники, бизнесмены, торговцы и другие любители коллекционирования разнообразных званий и титулов. Не обделил В.П. Сизов и себя, любимого. Недавно в одной из рекламных публикаций он предстал уже в генеральском звании.
Этот генерал без армии - постоянный участник различных «круглых столов», пиаровских акций, разных совещаний и собраний. Ему важно быть на виду, представляться и решать свои вопросы от имени казаков. Правда, до самих казаков ему дела нет. Впрочем, и он им не нужен, их только волнует, что В.П. Сизов использует святую казачью идею в своих нечистоплотных делах, тем самым, дискредитируя казачество. Ведь народу все равно: «ФСК» это или реестр, казаки-общественники или «Союз казачьих формирований»... Для него все они - казаки. А, глядя на В.П. Сизова, М.С. Козаева и им подобных кто же задумается о благих целях в казачьем возрождении? Потому-то ныне в почете далекие от казачества люди, гордо размахивающие казачьими удостоверениями, а настоящие казаки даже стесняются заявить, чго они казаки. Чтобы, не дай Бог, о них не подумали, что они из стана Сизова или Козаева.
Игра в «возрождение казачества» должна когда-нибудь закончиться -либо реальным проектом, либо полным провалом. Пока ближе второе. Ни один нормальный человек не умеет делать то, чего он не понимает - как следствие, каждый станет действовать так, как он понимает задачу, по-своему. Может быть, поэтому опросы, проведенные в исторически казачьих областях, дают убийственные цифры - до 60 процентов опрошенных против придания казакам властных функций! Спасибо Сизовым, Козаевым и иже с ними...