Е.Морозов.
Казачество – уникальное явление в социальной мозаике планеты, осколок древнего ком-плекса военных мужских союзов, дошедший до наших дней вследствие особых условий развития и существования русского этноса. Специфика казачества настолько велика, что требует особого под-хода в каждом аспекте его взаимоотношений с государством в целом и с государственными струк-турами в частности (в т.ч. и с Вооружёнными силами).
Специфика социально-политических целей казачества, как известно, привела к попытке его ликвидации Советским государством в 1917-1936 гг. («политика расказачивания»). Но, несмотря на то, что политическая организация казачества и его экономическая база были уничтожены, казачество продолжает существовать, наглядно доказав, что оно является не только сословием (политика расказачивания строилась именно на теории сословной его природы), но и субэтносом русского этноса.
Что представляет собой казачество в настоящее время? Это субэтнос русского этноса со своим вариантом общерусской культуры, национальной психологии, языка и традиций. Среди прочих особенностей казачество обладает признанной способностью к самоорганизации и, не имея административных и экономических предпосылок для единства, но сохраняя его в этнологической сфере, в последние 10 лет практически полностью организовалось в общественно-политические организации.
Эти организации объединяют казаков в районах традиционного расселения (казачьи войска) и за их пределами(большое количество разнородных организаций). Казачьих войск (общепризнанных в рамках казачьего движения) в настоящее время насчитывается 17, но это число весьма условно, поскольку большинство их разделено на несколько конкурирующих организаций (от 3 до 5).Организации за пределами традиционной казачьей территории являются либо объединениями казаков определённого войска, либо общеказачьими, объединяющими казаков независимо от самоидентификации их с каким-либо из войск. Значительная часть этих организаций считает себя принадлежащими к тем или иным казачьим войскам и поддерживает с таким войском более или менее тесную связь. Часть организаций к войскам себя не относит. Большая часть казачьих организаций за пределами традиционных территорий объединена в казачьи округа – объединения типа синдикатов с большей или меньшей степенью централизации.
По заявлениям казачьих атаманов, казачьи организации охватывают около 4 млн. членов, в т. ч. 2 млн. в традиционных казачьих землях и столько же за их пределами («в России»).Можно считать, что эти цифры соответствуют действительности, если включить в него и членов семей казаков, состоящих в организациях(как атаманы обычно и делают).Наиболее сильная организация из числа казачьих войск – Всевеликое войско Донское (ВВД), кстати, чуть ли не единственное из казачьих войск, не расколотое на конкурирующие организации. Атаманское правление ВВД объявляет его численность в 2 млн чел. (вместе с донскими организациями «в России»). Из организаций «в Рос-сии» наиболее крупная – Средневолжский казачий округ (более 20 тыс. членов), она же, кстати, и наиболее централизованная и организованная среди казачьих организаций.
На верховное руководство казачьим движением претендует множество казачьих организаций, но подавляющее большинство их не имеют никакого авторитета в казачестве и представляют собой карликовые группки вокруг какого-нибудь честолюбца, а то и проходимца. Авторитет в казачьем движении завоевали только три организации: Союз казаков (СК, атаман Мартынов), Союз казачьих войск России и зарубежья (СКВРЗ, атаман Ратиев) и Казачье братство (КБ, атаман Филин).
Говоря о верховных организациях казачьего движения, следует иметь в виду некоторые осо-бенности их функционирования. Во-первых, казаки считают, что, раз исторически верховной орга-низации казачества не было, не должно быть её и впредь. Поэтому сейчас такие организации занимаются скорее взаимодействием, чем управлением и попытки их атаманов командовать часто встречают жёсткий отпор на местах. Во-вторых, авторитет эти организации приобретали последовательно и сейчас можно считать СК практически потерявшим поддержку в казачьем движении, СКВРЗ – неуклонно теряющим её, и КБ – приобретающим поддержку казачества и авторитет среди него.
Говоря об организационном разнобое и конкуренции в казачьем движении, необходимо учитывать, что по отношению к воздействиям извне подавляющее большинство казаков, атаманов и организаций выступает единым фронтом. Для довершения картины следует указать, что большая часть общественно-политических организаций казачества ведёт и экономическую деятельность. Следует также помнить, что существуют (хотя и немного) псевдоказачьи организации, избравшие такое прикрытие для коммерческой или прямо преступной деятельности.
Таким образом, в единый общественно-политический фронт казачье движение сплачивает не столько организация, сколько идея «возрождения казачества», имеющая три основных аспекта: политический(восстановление самоуправления казачьих войск, вплоть до автономии), экономический (восстановление войскового, т. е. общинного землевладения) и культурный (сохранение самобытной казачьей культуры). В разрешении этих вопросов лежит ключ к привлечению казачества к военной и вообще к государственной службе. Попытки организовать государственную службу казачества без хотя бы частичного удовлетворения их требований – бесперспективны и бессмысленны.
Между тем, казаки считают военную службу своей естественной и наследственной профессией. Эта сильнейшая мотивация к военной службе выгодно отличает казаков от остального населения России, которое к военной службе либо не имеет мотивации совершенно, либо имеет кратковременные и слабые мотивации. Четыре миллиона казаков способны дать не менее 1,5 млн. бойцов и этими бойцами невозможно пренебречь уже в силу их количества, а если учесть их качество, становится ясно, что казачество – слишком важный компонент российской военной мощи, чтобы им можно было пренебречь.
Этот человеческий потенциал может быть использован в рамках общего прохождения военной службы (как в условиях воинской повинности, так и в условиях контрактации). Но таким образом он используется не в полном объёме. Казак становится храбрым, дисциплинированным солдатом, но и только. Те дерзость , инициативность, нетрадиционные приёмы ведения боевых действий, которыми казаки завоевали себе высокую военную репутацию, могут быть реализованы только в чисто казачьих частях. Такие части обладают высоким (и стабильно высоким!) боевым духом, высокой стойкостью в обороне и наступательным порывом, хорошо адаптированы к лишениям и трудностям боевой обстановки. Есть и другие особенности, например, стремление казаков служить в формированиях МО и ФПС и их стойкое неприятие службы в ВВ МВД.
В настоящее время имеют место попытки создать казачьи формирования, укомплектовывая казаками линейные части. Насколько нам известно, это даёт очень хорошие результаты, но казаки не считают эти части казачьими. В казачьей части, по представлениям любого казака, должны быть: а) административное подчинение атаману соответствующего казачьего войска; б) наименование (типа «1-й Донской казачий мотострелковый полк»); в) традиционная повседневная и парадная формы и особые элементы (напр., лампасы, башлыки и т. п.) в полевой форме; г) традиционная система воинских званий; д) наличие полковых священников (и не только православных), е) особая дисциплина, основанная на традиционной казачьей демократии и ж) территориальный принцип комплектования.
Все перечисленные условия Министерство обороны в состоянии создать самостоятельно, за исключением первого и последнего. Между тем, казаки придают им исключительное значение, как основе казачьей военной системы. Поэтому для создания полноценных казачьих частей необходимы некоторые усилия на правительственном уровне.
Первое условие решается приданием государственного статуса управлениям казачьих войск (данный процесс уже идёт). Тем самым закладывается основа для предоставления им военно-административных функций. Такими функциями могут стать: комплектование частей людским и конским составом; подготовка специалистов по основным специальностям; организация обеспечения специфическими предметами снаряжения и обмундирования; восстановление личного и конского состава и т. д.
Необходимой предпосылкой атаманского военного управления является территориальное комплектование казачьих частей. Выше говорилось о военно-демократическом дружинном характере казачьей части. Он достигается прежде всего тем, что казаки в подразделениях и частях хорошо знают друг друга в гражданской жизни, являются соседями, членами одной казачьей общины (хутора, станицы), зачастую – родственниками.
Это предполагает организацию полковых районов комплектования в казачьих территориях (термин «полковой» здесь применён для удобства; имеется в виду район комплектования определённой части или соединения). Приписку и учёт военнообязанных в таком районе, охватывающем некоторое число территориальных казачьих общин с достаточным количеством казачьего населения, должна вести постоянная призывная комиссия соответствующего казачьего войска. Конечно, при этом военнообязанный должен быть исключён из общегосударственного военного учёта (или проходить по двойному учёту) но сохранить право выбора службы либо в казачьих формированиях, либо в линейных частях Вооружённых сил (возможно, и на альтернативную службу). Равно, каждый казак, отслуживший срочную службу, должен иметь право по его желанию проходить службу по контракту в казачьих или иных войсках, но, при желании проходить вместо срочной службы контрактную, должен проходить её именно в казачьих войсках.
Правовой основой для существования казачьих призывных комиссий и самих полковых районов комплектования может стать Закон и местном самоуправлении. По этому Закону могут создаваться органы общинного самоуправления вплоть до района. При создании (с помощью правительства) территориального казачьего самоуправления, они могут стать не только административной, но и финансовой основой деятельности полковых районов и войсковых органов снабжения.
Казаки за пределами традиционных казачьих территорий самостоятельно нашли удачную форму военно-административной организации - казачьи округа, в которых могут быть созданы казачьи призывные комиссии. Но, по-видимому, в казачьих округах призывные комиссии необходимо будет финансировать из госбюджета страны (скорее всего, через бюджет МО). Призыв в казачьих округах может распределяться по казачьим войскам, но в ряде округов могут быть созданы районы комплектования сводно-казачьих полков. Следует помнить также, что казачество единодушно потребует положительного решения проблемы привлечения к военной службе в российских казачьих формированиях членов казачьих объединений за рубежом.
Традиционно казак считается состоящим на военной службе в течение всего возраста физического расцвета, но и после официального завершения службы в зависимости от состояния здоровья сохраняет право вступить на службу добровольцем. Служба казака в большинстве войск делилась на следующие этапы: подготовка малолеток (лагерные сборы в течение двух лет до призыва); срочная служба (четыре года), пребывание на льготе (казаков, предназначенных для мобилизационного развёртывания полков первой очереди, т.е. мирного времени); служба в частях второй очереди; служба в частях третьей очереди. Все этапы службы (кроме срочной) представляли собой пребывание в долгосрочном отпуску с периодическим пребыванием на сборах, поочерёдным исполнением возложенных на войско особых обязанностей (например, конвойной службы) и прибытием в части с объявлением особых положений (например, в подавлении беспорядков в 1905-1907 гг. участвовали практически все казачьи полки не только первой, но и второй очереди). Казаки, отбывшие срочную службу, имели право наниматься на контрактную службу, например, в части охраны КВЖД, казачьи части, нёсшие полицейскую и пограничную службу, а по монаршему разрешению – и в персидские и албанские казачьи части.
< Наше неоднократное участие в обсуждении вопросов казачьей службы на достаточно представительных казачьих форумах позволяет нам утверждать, что казаки в общем настроены на изложенный выше порядок прохождения службы, впрочем, не задерживаясь на частностях. Можно указать, что срок службы многие предлагают установить в три года, а также практически единодушное согласие в том, что возраст призыва на срочную службу для казака должен быть поднят до 20-22 лет./p>
Льгота или резерв первой очереди должен охватывать возрасты, достаточные для накопления контингента, обеспечивающего мобилизационное развёртывание части (соединения) и 1-2 маршевых батальона (сотни) для восполнения потерь в начальном периоде вооружённого конфликта. Для разных войск это может быть 6-8 возрастов.
Военнообязанные казаки последующих возрастов должны состоять в части (соединении) второй очереди, кадр которой должен находиться в данном полковом районе, в то время, как часть первой очереди (мирного времени) может находиться в любом районе страны согласно требований Генерального штаба к её дислокации. Учитывая потребности проведения сборов, этот кадр в мирное время целесообразно содержать в виде учебного центра или запасного батальона (сотни). Не исключено нахождение этих учебных центров в составе учебных центров МО (ФПС).
Учитывая условия ведения современных боевых действий, в состав частей (соединений) второй очереди должны включаться казаки до 40-летнего возраста. Конечно, вторая очередь должна выставить не только вторую часть (соединение), но и маршевые подразделения. Только из второй очереди (не из льготы) допустимо бронировать специалистов в области экономики и управления.
Третью очередь целесообразно привлекать в подразделения и части территориальной обороны.
Какие же войсковые формирования могут быть созданы в районах проживания казаков? Практически все виды формирований Сухопутных войск и Федеральной пограничной службы, включая авиационные. Возможно использование казачьих формирований и в других видах Вооружённых сил, прежде всего в войсках ПВО. Полагаем, что в казачьих территориях ЗРВ и РТВ ПВО можно полностью сделать казачьими, да и за их пределами возможно содержание казачьих частей ПВО. В ВВС и ВМС казачьи части (корабли), видимо, найдут меньшее применение, но иметь их необходимо. В морских силах ФПС казачьих частей и кораблей надо ожидать значительно больше, особенно на Тихом океане, Чёрном и Каспийском морях.
По-видимому, основными соединениями казачьих войск станут общевойсковые бригады (мотострелковые, танковые, воздушно-десантные, пулемётно-артиллерийские, морской пехоты, горно-пехотные и т. д.). В пределах ВВД возможно и формирование Донских дивизий (мотострелковых, танковых, пулемётно-артиллерийских). Возможно и формирование Сводно-казачьих дивизий из формирований различных казачьих войск. Вполне допустимо и формирование отдельных батальонов (дивизионов) и неотдельных полков, как боевых, так и боевого обеспечения и усиления, включаемых в состав неказачьих соединений по опыту дореволюционных четвёртых (казачьих) полков кавалерийских дивизий. Формирования тылового и технического обеспечения имеет смысл только для обеспечения собственно казачьих формирований.
Наконец, казачество – естественный материал для формирования кавалерии. Несмотря на общепринятое мнение о безнадёжной устарелости этого рода войск, на территории России и вдоль её границ имеются обширные труднодоступные районы, в которых кавалерийские и конно-вьючные формирования смогут действовать гораздо эффективнее, чем механизированные и моторизованные.
Подготовку специалистов редких специальностей можно осуществлять в учебных заведениях центрального подчинения, офицерский состав из числа неказаков назначать и перемещать по общей схеме, считая их прикомандированными к казачьим войскам, как и казачьих офицеров откомандировывать в неказачьи части (но на сей раз с их согласия). Вообще, казачьи части целесообразно укомплектовывать офицерами-казаками. Это не встретит обычных трудностей, поскольку, по некоторым данным, около 20 % российского офицерского корпуса составляют офицеры казачьего происхождения. Но необходимо и обучение казачьих офицеров в объединённых казачьих военных училищах, а также в казачьих подразделениях других училищ. Создание в военных академиях казачьих подразделений (за исключением академий и факультетов, на которых производится приём гражданской молодёжи и военнослужащих срочной службы) вряд ли потребуется.
Боевая техника, вооружение и имущество формирований мирного времени (первой очереди), бесспорно, должны принадлежать соответствующим видам Вооружённых сил и ФПС, следует лишь оформить их передачу в пользование казачьих войск. Но техника, вооружение и снаряжение, предназначенные для формирований второй очереди, а также для постоянных формирований в составе казачьих войск, целесообразно передать в казачьи войска, как войсковое имущество. И уже совершенно бесспорно это должно быть сделано для техники, вооружения и снаряжения, предназначенных для формирований третьей очереди.
Формирования второй и третьей очередей могут развёртываться по мобилизации, с введением военного и чрезвычайного положений, а также особыми решениями военно-политического руководства страны. Если формирования первой очереди (мирного времени) будут постоянно находиться в подчинении соответствующих командующих (начальников, командиров), то формирования второй очереди будут осуществлять отмобилизование и боевое слаживание в подчинении войсковых атаманов, после чего в установленный срок или особыми распоряжениями правительства передаваться в подчинение соответствующего командующего.
Следует отметить, что при формировании соединений и частей в одних и тех же полковых районах комплектования имеет смысл наряду с общевойсковыми полками и бригадами формировать подразделения и части усиления, боевого, тылового и технического обеспечения. Иначе пришлось бы создавать слишком много различных по размеру и значению районов комплектования, что совершенно нерационально и не соответствует казачьим традициям.
Что касается формирований третьей очереди, то их, как предназначенных для территориальной обороны, целесообразно оставлять под командованием войсковых атаманов, по мере необходимости переподчиняя их в оперативном отношении (например, ПВО или МЧС) или с откомандированием. Подчеркнём, что формирования третьей очереди могут быть как плановыми, так и добровольческими.
Из всего вышеизложенного можно вывести схему подчинения казачьих войск. Не касаясь административного положения войсковых правлений в государстве, укажем, что их военная организация должна быть подчинена Министерству обороны. Общее руководство должно осуществлять Казачье управление МО (Главное управление), возможно, курируемое заместителем Министра-командующим казачьими войсками в ранге Главного походного атамана. Военно-административное (в отличие от оперативного) управление осуществляется им через казачьи отделы (в ряде случаев - управления) военных округов. В некоторых из них, как, например, в СКВО и ДВО, целесообразно ввести должность заместителя командующего по казачьим войскам (окружного походного атамана).
И, наконец, поскольку существует явная необходимость отделения военной организации казачества от административной, в казачьих войсках роль руководства их военными организациями должны взять на себя походные атаманы – заместители войсковых атаманов, состоящие на действительной военной службе. Таким образом, вертикаль военного управления представляется в следующем виде: Верховный Главнокомандующий – Министр обороны – командующий войсками военного округа (фронта) – войсковой атаман.
Важной функцией войскового правления явится безусловное осуществление им в полном объёме юрисдикции в отношении военных преступлений над всеми казаками и прикомандированными к казачьим войскам. Естественным исключением будут отдельные особо важные преступления (шпионаж, повстанческие действия против государства, центральный террор и т.п.).
Казачьи войска расположены в приграничных территориях России, прикрывая границу непрерывной цепью от Смоленска до Петропавловска-Камчатского. Кроме того, почти все казачьи войска размещены на территориях развития этнических конфликтов. Самой географией казачество предназначено к участию в любом вооружённом конфликте любого характера и масштаба, который предстоит вести России в будущем.
Казачьи формирования первой очереди, включенные в объединения и соединения Вооружённых сил (ФПС, МЧС), принимают участие в военных и иных действиях угрожаемого периода и начального периода войны в составе тех группировок войск, которые создаются военно-политическим руководством для решения задач вооружённого конфликта. Не отличаясь организацией и вооружением от линейных войск, казачьи формирования не представят особых трудностей в управлении и будут использовать те же способы ведения боевых действий, которые вообще приняты в Вооружённых силах.
Единственным (но весьма существенным) отличием казачьих формирований будет их бойцовский менталитет, знаменитая казачья лихость, которая выразится в высоком боевом духе и психологической устойчивости. Отсюда и типичные боевые качества казачьих формирований: активность, сплочённость, высокая маневренность, массовая храбрость, позволяющие казачьим частям и соединениям успешно применять сложнейшие маневры, на которые рискованно идти с менее качественным личным составом.
Единственным неудобством в угрожаемый и начальный периоды военного конфликта будет трудность доставки в районы действий казачьих формирований первой очереди казаков со льготы, на доукомплектование частей и соединений до штатов военного времени, разумеется, в том случае, когда казачьи формирования расположены далеко от территорий казачьих войск. Эту проблему можно решить двояко – дислоцировать казачьи формирования поближе к территориям казачьих войск и отладить с участием атаманских правлений специальную систему переброски казаков со льготы в части (например, специальными рейсами авиаотрядов гражданской авиации, действующих в казачьих территориях).
Части и соединения второй очереди, прибывая в районы оперативного предназначения, могут использоваться в составе объединений Вооружённых сил (а неотдельные полки, отдельные батальоны и дивизионы, предназначенные для включения в состав линейных или сводно-казачьих соединений, будут прибывать в их районы расположения). Вместе с тем, может быть предусмотрено создание из казачьих формирований первой очереди, действующих на каком-либо направлении, и прибывающих на данное направление соединений второй очереди, казачьих объединений типа Донских, Кубанского или Сводно-казачьих (или, может быть, Кубано-Терского) армейских корпусов. В данном случае необходимо предусмотреть также развёртывание на направления действий казачьих соединений и объединений казачьих запасных частей для сбора и отправки в свои части отбившихся от них казаков (например, возвращающихся после излечения). Разумеется, при всех условиях не может быть и речи о массовых неказачьих пополнениях в казачьи части (кроме прикомандирований, о которых говорилось выше) и, тем более, направлении казаков в линейные части.
Формирования третьей очереди, как неоднократно указывалось, будут под командованием войсковых атаманов выполнять задачи территориальной обороны. Но, ввиду расположения казачьих войск в районах реальных и потенциальных национальных конфликтов, выполнение этой задачи будет иметь существенные особенности. Прежде всего мы имеем в виду выполнение казачьими формированиями задач противоповстанческой и противопартизанской борьбы, да и просто борьбы с массовым бандитизмом. Непосредственными руководителями этой борьбы должны стать войсковые атаманы через своих походных атаманов. Вести эту борьбу будут казачьи части третьей очереди, как планового формирования, так и добровольческие. Они выполнят роль параполицейских сил, играющих такую важную роль в теории контрпартизанской войны. Но и роль регулярных сил ВВ казачьи части на своих территориях и за их пределами в этом случае могут взять на себя.
Особый случай – ведение борьбы с вооружёнными аспектами националистических движений в период непризнания государством факта наличия вооружённого конфликта по каким-либо соображениям и непроведения им мобилизации. В этом случае казачество сможет выставить значительно более крупные силы, привлекая казаков всех категорий службы в создаваемые временные соединения (служба по контракту) или добровольческие формирования, если беспорядки затрагивают казачьи территории. Прикомандировывая такие временные формирования к ВВ, государство будет иметь в своём распоряжении достаточно эффективные силы для локализации и подавления конфликтов.
Подводя итог, мы можем сделать вывод о том, что в любом виде вооружённого конфликта казачьи формирования способны действовать с достаточной эффективностью и во многом превосходить формирования, создаваемые в рамках общегосударственной воинской обязанности. В данном сообщении мы обошли вопрос о переходе Вооружённых сил на контрактный способ комплектования в связи с тем, что знакомы с единодушным мнением казаков о сохранении для казачества воинской обязанности в любом случае.