Статьи

Провозвестник последних времён

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА

Владислав Корнейчук

Священник Михаил Ардов

Священник Михаил Ардов ожидает прихода «нового язычества»

Протоиерея Михаила Ардова широкая общественность знает не только как частого гостя на разнообразных популярных телевизионных ток-шоу. Он автор книг воспоминаний об Ахматовой, Шостаковиче... В квартире его родителей, в доме 17 по Б.Ордынке, подолгу жила Анна Ахматова, бывали Бродский, Зощенко, Пастернак, Солженицын, Арсений Тарковский, Цветаева. Наш корреспондент встретился с о. Михаилом, чтобы поговорить с ним о проблемах современной культуры и общества.

- Как, по-вашему, должен относиться современный верующий человек к культуре и искусству?

- Это вопрос очень непростой. Традиционно светская культура и светское искусство были врагом Церкви и нашего спасения. А, кроме того, светское искусство, и это сознавали великие творцы, в основе своей демонично. Об этом очень хорошо писал Лермонтов в своем стихотворении «Молитва», где он пишет о «лаве вдохновения и жажде песнопения» и просит за это прощения у Бога.

Ведь что мы сейчас видим: дискотеки с наркотиками, омерзительная рок-музыка, клубы геев, всемирная помойка интернет. Все это отрицательные с точки зрения христианской нравственности явления. Подумать только: мы дожили до таких чудовищно безобразных времен в сфере искусств, культуры и всего прочего, когда классическое искусство становится уже союзником Церкви и нашего спасения! Ведь гармоничное произведение людей умиротворяет и даже в свою меру может привести к вере.

- Тогда какова роль Церкви? В ней тоже что-то должно меняться?

- Церковь не должна меняться никогда! Естественно, что-то в ней меняется, но в главном она должна оставаться такой же - абсолютно бескомпромиссной, стоящей на своих исконных позициях.

- Что вы можете сказать о христианстве в современном обществе?

- Мир расхристианился. И ничего хорошего ни нас, ни мир не ждет. В Московской Патриархии утверждают, что чуть ли не 80% населения православные. Реально - 3%. В Москве в пасхальную ночь в церквах и монастырях примерно 200-250 тыс. верующих. Это ничтожный процент. Можно, конечно, сказать, что в России были гонения на верующих, закрывали церкви, велась атеистическая пропаганда. Но вот, допустим, Англия, где со времен Кромвеля ничего подобного не было, так там тоже примерно 3% настоящих прихожан! Я не давно прочитал статью католического деятеля, который говорит, что во Франции выросло целое поколение детей, которые ни разу не видели католического священника. Похожие процессы можно обнаружить везде, во всем мире.

- Что идет на смену?

- Новое язычество в самых разнообразных формах. Где-то будет наступать ислам. Где-то - дикие секты, астрология. Как только христианство отступает, немедленно возрождается язычество. Оно может быть в любой форме. Оно может быть в форме марксистско-ленинской философии с лжемощами на Красной площади, приемом в пионеры, съездами-соборами.

- Что вы тогда думаете о глобализации национальной культуры? Вредит ли она, в частности, российской культуре?

- Я считаю, что противники глобализации ведут себя безобразно и занимаются совершенно не тем, чем в данном случае нужно. Но в принципе слияние всех в одно - дело плохое. Англичанам в этой связи предложили переименовать вокзал «Ватерлоо», поскольку это название оскорбляет чувства французов.

Кроме того, им сказали, что в Лондоне надо запретить двухэтажные автобусы, потому что они не подходят под какой-то там общеевропейский стандарт. Идет чудовищная нивелировка. Сторонники единой Европы говорят о том, как много люди экономят денег, пересекая беспошлинно границы, без налогов на ввоз или вывоз, но никто никогда не говорит, сколько стоит содержание бюрократического аппарата в Страсбурге и Брюсселе.

Мне кажется, каждая страна должна быть индивидуальностью и беречь свое национальное достояние, включающее в себя собственные бытовые установления. Но сделать с этим уже ничего нельзя, потому что это и есть знак последнего времени. Это процесс, который в конце концов и приведет к единому мировому правительству, к воцарению антихриста.

- Можно сказать по-прежнему, что Россия - это самая читающая страна в мире?

- Была. Так получилось, что именно в художественной литературе можно было ставить вопросы и нравственные, и отчасти философские. Это было в XIX веке, когда русская интеллигенция из лучших побуждений губила свою страну. В конце концов она ее и сгубила, заплатив за это высокую цену, потому что бандиты, которые пришли к власти, расправились с ней достаточно беспощадно. А после так называемого Серебряного века советская власть, партийные пропагандисты продолжали с помощью литературы промывать мозги своим соотечественникам. А сейчас все это рухнуло!

- Недавно я был в Екатеринбурге, где мне довелось услышать, что убийство царской семьи стало возможным лишь потому, что евреи-революционеры хотели уничтожить ценз оседлости и другие ущемления своих прав. Вы настоятель храма во имя Святого мученика Николая II и всех ново-мучеников и исповедников Российских... Именно поэтому мне хотелось узнать, что вы думаете по этому поводу?

- Среди главных цареубийц было много евреев: Свердлов, Голощекин, Юровский. И потом еще эта циничная сволочь Войков (Вайнер), который сказал, что мир никогда не узнает, что мы с ними сделали. Это он потом носил на пальце кольцо императрицы Александры Федоровны. Тем не менее, я думаю, что участие евреев в русской революции и, в частности, в этом чудовищном злодеянии - не так называемый жидомасонский заговор.

Действительно, политика российского императорского правительства плодила довольно большое число недовольных евреев, которые охотно пошли в революцию. Этот народ обладает уникальными способностями, именно поэтому евреи заняли многие ключевые позиции. И надо сказать, - вот тут, конечно, на меня многие ополчатся! - помимо того, что тогдашнее российское правительство вело неразумную политику по отношению к евреям, существенно в нашем случае еще вот что.

Многие из представителей «избранного народа», чтобы выехать из черты оседлости и поселиться в Петербурге, Москве, Сибири и других закрытых местах, ложно принимали крещение и становились полноправными гражданами. Именно этот факт сыграл такую ужасную роль в России. Когда-то, к сожалению, я не сделал выписку из белоэмигрантского журнала в 60-х годах, где я прочел интервью Ленина какой-то еврейской газете.

В нем он благодарит евреев за то, что большевистская революция смогла осуществиться в провинции. В Москве и Петербурге было достаточно людей, которые могли поддержать большевиков и обеспечить их победу. А вот в губернских и уездных городах русское православное население от них отшатнулось, а надо было кому-то становиться новыми начальниками станций, телеграфов, и это сделали евреи.

Мы знаем, что либералы всех времен проклинают испанскую инквизицию до сего дня, хотя не такое уж большое число людей было казнено ей. Если сравнить это с тем, что Алексей Михайлович и Петр I творили с раскольниками, то можно сказать, что инквизиция «отдыхает». Последняя на самом деле была очень полезным учреждением.

Жившие в Испании мориски, потомки мусульман, и евреи принимали крещение, чтобы получить гражданские права, служить в испанской армии. Инквизиция за ними следила: действительно ли эти люди приняли христианскую веру по убеждению или они продолжают тайно исповедовать мусульманство или иудаизм. Если бы в царской России в XIX - начале XX века было подобное учреждение, которое не то чтобы жгло, как средневековая инквизиция на костре, но наблюдало за евреями: действительно ли они крестятся, чтобы стать христианами, или для того, чтобы получить высшее образование и поселиться в Петербурге, то, возможно, большевистская власть и не удержалась бы.

- Ваш храм принадлежит Русской Православной Церкви Зарубежом (РПЦЗ)?

- Нет. Недавно произошла окончательная победа КГБ над Зарубежной Церковью. Было время, я входил в нее. Но потом, когда я и наши епископы почувствовали, что все идет к тому, что Зарубежная Церковь будет поглощена Московской Патриархией, мы удалились. У нас своя Церковь, которая называется Российская Православная Автономная Церковь. Сейчас в наших рядах довольно много катакомбников, тех, кто в советские времена был преследуемым православным меньшинством.

- Чем вызвано ваше неприятие Русской Православной Церкви (РПЦ) и Московской Патриархии?

- В 1927 году Церковь в России раскололась на три части. Первая (РПЦ) подчинилась НКВД и была возглавлена узурпатором митрополитом Сергием (Страгородским), вторая - стала называться РПЦЗ, а третья, лучшая часть священников и епископов, не подчинилась Сергию. Этих людей стали сажать. Так и образовалась Катакомбная Церковь. А Московскую Патриархию создал товарищ Сталин в 1943 году с тем, чтобы успешнее противостоять Гитлеру и либеральнее выглядеть в глазах англичан и американцев.

- Вы хотите сказать, сейчас она мало отличается от той, что была при Сталине?

- Ничем не отличается! Разве что наблюдательный орган сталинский ликвидирован. И все. Поразительная структура, которая не перестроилась и не изменилась с 1943 года никак. Никто там ни разу не покаялся хотя бы в том, что они поддерживали Сталина и писали ему льстивые письма.

Hosted by uCoz