История

Первый христианский император

И.Голенищев-Кутузов, «Возрождение», Paris, 16.07.1932

«Европеец», №2(8), 2005

Неизвестный нам автор IV века писал о Константине Великом: "В течение десяти лет он был добропоспешающим государем. В течение следующих двенадцати лет своего царствования - разбойником и, наконец, в последние десять расточительным ребёнком". Несмотря на всю парадоксальность слов Псевдо-Аврелия Виктора, в них заключена большая доля истины. Действительно, жизнь Императора Константина распадается на три периода, которые странно соответствуют ницшеанскому делению: терпеливый верблюд, лев, младенец.

Первый христианский Император был незаконным сыном просвещённого язычника Констанция Хлора. Констанций был провозглашён цезарем, то есь наследником августа (императора) Максимиана. В это время в Империи было два августа: Диоклетиан и Максимиан - и два цезаря, или наследника престола.

Заметим, что в ту эпоху было редко, чтобы сын наследовал отцу. Чаще всего август назначал цезаря из числа своих приближённых. Император Востока Диоклетиан носил титул "'первого августа" от него зависел западноримский император. Известно, что Диоклетиан был одним из самых жестоких гонителей христиан. Он считал как христиан, так и манихеев злейшими врагами порядка и безбожниками. Действительно, христиане отказывались приносить жертвы богам, а манихеи не признавали военной службы. "Когда я был малым ребёнком, - пишет в одном из своих эдиктов Константин, я слышал, как первый август Империи, несчастный, да, несчастный и ослеплённый ум, осведомлялся у солдат своей гвардии о том, кто такие христиане" (*). Впрочем, Константин всегда отзывался о Диоклетиане с большим уважением, и, когда грозный старец умер в Салопе (нынешний Сплит в Далмации), Константин, который в то время стал первым августом, устроил ему пышные похороны.

Между Диоклетианом-гонителем и Юлианом Отступником Константин возвышается как идеальный христианский Император. Легенда возвеличила даже его слабости, стоустая молва приписала ему многие достоинства, которыми он на самом деле не отличался. Отец его, император Констанций, склонялся к единобожию; он признавал Верховное Существо, видимым отражением которого является Солнце. По свидетельству современников, Констанций простаивал часами, созерцая звёзды, очищая душу астральными токами. Он считал, что философия и религия - одно и то же, и убеждение это, по-видимому, наследовал и его сын.

В конце III столетия римский Mip переживал тяжёлый религиозный кризис. Империя обезпечила своим гражданам правосудие и мир, а высшим классам материальное благополучие. Но основы римской государственности были поколеблены. На территории необъятной Империи множились религии и секты. Восточные мисты разшатывали римское законодательство. С тех пор как Рим предоставил равноправие населению Галлии, Иллирии и восточных провинций, варвары, ставшие римскими гражданами, ревностно защищали Империю. Иллирийцы (то есть жители Балкан) стали играть всё большую и большую роль в управлении Империей. Императоры Диоклетиан и Константин были иллирийцами. Не связанные традициями древнего римского культа, варвары легче усваивали как александрийский эллинизм, так и мистические учения Сирии, Персии, Египта. Во II и III веках мистерии солнечного бога Митры, пришедшие из Малой Азии, стали чуть ли не государственной религией Рима. Митра был принят в пантеон богов, алтари его находим в каждом лагере солдат Империи. Даже знаменитая римская церковь св. Климента, построенная на развалинах дома папы Климента, скрывает в своём фундаменте митраический храм. Римские императоры всячески покровительствовали философам и риторам. Предшественники Константина превозносили философа-неоплатоника Ямвлиха, названного впоследствии Вольтером III века.

Империя Константина, одного из величайших новаторов, была основана не только на домыслах философов, но и на военной бюрократии и на церковной власти. Сам Константин проделал длительную эволюцию, пока в сознании его выкристаллизовался новый строй, новый Mip, который мы зовём Византией.

Как мы уже говорили, Константин пришёл к Христианству не сразу. К мистическому его восприятию он был подготовлен с детства и солнечным единобожием своего отца, и учениями неоплатоников, и магическими опытами, которые свидетельствовали о реальном существовании бесов.

Незаконный сын императора Констанция Хлора и Плены (которая, по некоторым источникам, была вольноотпущенницей), провозглашённый императором и цезарем британскими легионами, он стал правителем Западно-Римской империи против воли императора Востока. Нму пришлось выдержать длительную и упорную борьбу со своими противниками.

Гражданская война окончилась триумфом Константина. Триумф этот, по преданию, был обещан ему в видении в храме Аполлона в Галлии, где находился центр его империи. Константин направлялся к Рейну, чтоб отразить набеги германских племён; в его тылу галлы подняли бунт, воспользовавшись его тяжёлым положением. Константин быстро повернул свои войска вспять и усмирил мятежные провинции.

Когда же форсированным маршем он возвращался к Рейну, то узнал, что его полководцы уже одержали победу. По дороге к рейнской границе он зашёл помолиться в храм Аполлона, знаменитый не только в Галлии, но и во всём римском Mipe. Там он увидел Аполлона в сопровождении богини Победы. Аполлон протягивал ему два лавровых венка, в центре которых он увидел тайные знаки, предвещавшие победу над врагами. Константин стал поклонником солнечного бога, сына верховного Зевса (вспомним, что его отец Констанций Хлор признавал солнце видимым символом невидимого и непостижимого Отца Вселенной). На монетах Константиновской эпохи мы видим Императора на фоне солнечного диска. С тех пор в сердце Константина возникло стремление к единой лучезарной м1ровой религии.

В 313 году Константин вместе с императором Восточно-Римской империи Лицинием предпринял поход против Рима, захваченного узурпатором Максенцием. Лициний воздержался от решительных действий, полагая, что, какой бы оборот ни приняли события, он сохранит свои силы свежими и, выступив в конце войны, станет господином положения. Но Константин стремительным маршем на Рим нарушил все расчёты как своих противников, так и своего ненадёжного союзника. Максенций заперся в Риме. Флот Константина блокировал Остию. Рим был отрезан от всего Mipa. Максенций проводил дни и ночи в совещаниях с магами и астрологами. Наконец 28 октября он решился дать сражение, считая этот день - годовщины его вступления на престол - особо для себя благоприятным. Константин одержал решительную победу на северном берегу Тибра, около "Красного камня", близ моста Мильвиуса. Несмотря на то, что войска Максенция располагали хорошо организованной переправой через реку, мощным натиском легионов Константина они были разбиты и почти все или погибли на северном берегу, или утонули (под тяжестью сражавшихся рухнул мост). Когда во главе своих отрядов Константин вступил в город, перед ним несли окровавленную голову Максенция.

Битва эта увековечена на знаменитых фресках Рафаэля в Ватикане. Она считается поворотным моментом в истории Христианства, ибо на щитах солдат и на значках (знамёнах) легионов Константина по приказанию Императора была начерчена монограмма Христа - ХР. Учёные не пришли ещё к единому мнению относительно этого знака, известного под названием "Hoc vince" ("Сим победиши"). Некоторые полагают, что знак этот был не крест и не монограмма Христа, а знак Аполлона, который Константин видел в святилище солнечного бога в Галлии. По остроумному замечанию одного современного историка, Константин вышел из Галлии язычником, а вошёл в Рим христианином. Сам он впоследствии, посвидетельству летописцев IV века, считал этот знак символом Христа, нам кажется, что видение Аполлона воспринималось Константином как предзнаменование, обещание истинною Бога. Действительно, м'фосозерцание людей IV столетия было гораздо более сложным, чем это нам ныне представляется. Для философов эпохи упадка Римской империи, как и для гуманистов итальянского Возрождения. Аполлон символизировал Христа.

Константин принял Христианство лишь незадолго до своей смерти, когда он был уже Императором Востока и Запада и основал Константинополь. Но ему, вскоре после победы при "Красном камне" пришлось стать арбитром в споре между христианскими учениями. Он объявляет себя протектором (покровителем) христиан. Он вмешивается в распри между православными и донатистами, председательствует в Никейском соборе (на котором было подвергнуто осуждению учение Ария), и стремится внести единство во все разновидности христианских культов. Несмотря на то, что учение манихеев было довольно близко его философскому мфовоззрению, он становится на сторону православия, ибо прежде всего стремится к единой мшровой религии. Битва при Адрианополе (3 июля 324 года), после которой Константин стал единоличным правителем всей Римской империи, имела поворотное значение и для судеб Христианства как государственной религии.

Семейные распри с их кровавыми развязками бросили тень на второй период царствования Константина. Он приказал казнить своего незаконного сына Криспа, ставшего жертвой интриг императрицы Фаусты. Впоследствии та же участь постигла и саму Фаусту, дочь императора Максимиана. Летописцы IV века уверяют, что императрица Елена, мать Константина, не могла простить снохе гибели своего внука Криспа. В последний период жизни Константина всё большее влияние на него приобретала мать. Быть может, именно она побудила его к тем необычайным по щедрости даже для тоге времени дарам, которыми Константин одарил римские церкви. К эпохе Константина относится построение Латераыской базилики и баптистерия, первого собора св. Петра и базилики апостола Павла. В современных хрониках не сохранилось свидетельств о нахождении и воздвижении Креста Господня Но уже очень ранние легенды повествуют с том, как императрица Елена нашла его вблизи Иерусалима и из гвоздей, вынутых из Креста, приказала отлить шлем для Императора.

Из Галлии Константин перенёс свою столицу в Иллирию (нынешнюю Хорватию), затем на берегу Босфора им был основан Константинополь. Во времена правления императора Галлиена философ Плотин мечтал о городе мудрецов, где бы следовали законам божественного Платона - Платонополисе После того как Константин стал единодержавным властителем Запада v Востока, был основан Царьград.

На торжественном празднестве председательствовал ученик неоплатонике Ямвлиха философ Сопатрос. В 326 году Е новой столице были заложены храмы в честь Мудрости (Софии), Могущества и Мира Мечта Платона получила своё воплощение. Но языческая мудрость уже соединилась в сердце Императора с христианским учением. Двойник Солнца, он воздзиг в честь Аполлона порфировую колонну в центре Константинополя, у подножия которой император вселенной велел сделать надпись, что Солнце - Христос.

Hosted by uCoz