С.Голубенко
Протопопъ изъ города Юрьевца-Поволожскаго, противораскольный учитель XVII столѣтiя; богословъ, отличавшiйся рѣдкими дарованiями, энергiей и желѣзной волей. Аввакумъ родился “въ нижегородскихъ предѣлахъ, за Кудмою рѣкою, въ селѣ Григоровѣ”, въ семьѣ священника Петра, служившаго при Церкви Святыхъ Бориса и Глѣба. Отецъ Аввакума рано умеръ, воспитанiемъ дѣтей занималась мать, смиренная постница и молитвенница. Когда Аввакуму исполнилось семнадцать лѣтъ, мать рѣшила его женить. Юноша молился Богородицѣ, прося, “да дастъ ми жену, помощницу ко спасенiю”. Супругою Аввакума стала благочестивая дѣвица Анастасiя, у которой родители рано умерли. Сирота Настя молилась Богу, чтобы выйти ей замужъ за поповича Аввакума, котораго тайно любила. Такъ по взаимнымъ молитвамъ они сочеталися бракомъ, и Аввакумъ прiобрѣл вѣрную спутницу жизни, мужественную помощницу и соратницу, утѣшавшую и укрѣплявшую его въ тяжелыя минуты. Довольно начитанный, суроваго и строгаго нрава, Аввакумъ получилъ извѣстность довольно рано какъ ревнитель древлего благочестiя, занимавшiйся къ тому же изгнанiемъ бѣсовъ. Строгiй къ самому себѣ, онъ безпощадно преслѣдовалъ всякое беззаконiе и отступленiе отъ церковныхъ правилъ, защищалъ и заступался за сирыхъ и слабыхъ отъ обидъ и притѣсненiй отъ богатыхъ и власть имущихъ, вслѣдствiе чего онъ самъ подвергался неоднократно избiенiямъ и гоненiямъ. Такъ что въ 1651 году онъ долженъ былъ бѣжать въ Москву. Здѣсь Аввакумъ, слывшiй уже тогда авторитетнымъ богословомъ и лично извѣстный царю, былъ привлеченъ къ работѣ учёныхъ начетниковъ при патрiархѣ Iосифѣ († 1652г.) въ "книжномъ исправленiи". Въ группу учёных начетниковъ входили такiе извѣстные богословы какъ попъ Лазарь изъ города Романова и другiе. Къ незаконченному патрiархомъ Iосифомъ “книжному исправленiю” патрiархъ Никонъ подошелъ съ недостаточнымъ пониманiемъ и по своему самодурству замѣнилъ прежнихъ справщиковъ, обладавшихъ высокой культурой начетничества, на людей малообразованныхъ, которые понимали это исправленiе какъ самоцѣль, и у нихъ вмѣсто исправленiя получилось ещё болѣе чѣмъ прежде ошибокъ. И привнесли они въ тексты много отсебятины, такъ что смыслъ Священных Писанiй порой мѣнялся на противоположный. Это и послужило одной изъ основныхъ причинъ для раскола. Другой не менѣе важной раскольной причиной послужилъ указъ 1653 года, въ началѣ Великаго поста, патрiарха Никона о введенiи новыхъ богослужебныхъ обрядовъ по современнымъ греческимъ образцамъ, что являлось измѣною святоотеческому преданiю. Аввакумъ, будучи самымъ яркимъ и выдающимся богословомъ своего времени, возглавилъ движенiе ревнителей старины и древлего благочестiя. Поэтому онъ сталъ одной изъ первыхъ жертвъ преслѣдованiя, которому подверглись противники Никона. Уже въ сентябрѣ 1653 года его бросили въ тюрьму и стали увѣщевать, но безуспѣшно. Аввакумъ былъ сосланъ въ Тобольскъ, затѣмъ 6 лѣтъ состоялъ при воеводѣ Афанасiи Пашковѣ, посланномъ для завоеванiя "даурской земли", доходилъ до Нерчинска и до Амура, претерпѣвая не только всѣ лишенiя тяжелаго похода, но и жестокiе преслѣдованiя со стороны Пашкова, которого онъ обличалъ въ разныхъ неправдахъ. Когда влiянiе патрiарха Никона при дворѣ ослабло, Аввакумъ возвращенъ былъ въ Москву (1663г.). Въ первые месяцы возвращенiя его въ Москву самъ царь выказывалъ къ нему необыкновенное расположенiе, какъ бы пытаясь его этимъ подкупить и заставить его измѣнить свою богословскую позицiю. Вскорѣ, однако, убѣдились, что Аввакумъ незыблемо стоялъ на своёмъ, что онъ былъ не личный врагъ Никона, а противникъ еретическихъ уклоненiй въ реформахъ церкви и отступленiй отъ Церковнаго Преданiя. Царь посовѣтовалъ ему черезъ Родiона Стрешнева если уже не "соединиться", то по крайней мѣрѣ молчать. Аввакумъ послушался, но не надолго.
Онъ продолжалъ отрицать никоновскiя измышленiя, которыя связаны съ "римской блудней", то есть съ латинствомъ. Этимъ онъ сталъ укорять архiереевъ, поддерживающихъ неканоничный 4-конечный крестъ, неоправданное исправленiе Символа Вѣры, невѣсть откуда взявшееся троеперстное сложенiе, хожденiе крестнаго хода не по солнцу, партесное пѣнiе, обливанiе въ крещенiи. Онъ сталъ отвергать возможность спасенiя по новоиспорченнымъ богослужебнымъ книгамъ и послалъ даже челобитную царю, въ которой просилъ низложенiя расколоучителя Никона и “отложить служебники новые и всѣ его, Никоновы, затѣйки дурныя”.
Въ 1664 году Аввакумъ сосланъ былъ въ Мезень, гдѣ онъ пробылъ полтора года, продолжая свою обличительную проповѣдь, поддерживая своихъ приверженцевъ, разбросанныхъ по всѣй Россiи, окружными посланiями. Въ 1666 году Аввакумъ привезенъ былъ въ Москву, гдѣ 13 мая послѣ тщетныхъ увѣщанiй его разстригли и прокляли безъ всякихъ на то каноническихъ основанiй въ Успенскомъ Соборѣ за обѣдней, въ отвѣтъ на что Аввакумъ тутъ же возгласилъ анафему архiереямъ, вполнѣ ея заслужившимъ. И послѣ этого не отказывались ещё отъ мысли переубѣдить Аввакума, беззаконное разстриженiе котораго было встрѣчено большимъ неудовольствiемъ и въ народѣ, и во многихъ боярскихъ домахъ, и даже при дворѣ, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы было въ день разстриженiя его "великое нестроенiе" съ царёмъ. 30 апреля 1667 года Аввакума поставили предъ судомъ греческихъ патрiарховъ, безтактно вмѣшивавшихся не въ свои дѣла, и русскихъ архiереевъ. Какъ вспоминалъ самъ Аввакумъ, “отъ Писанiя съ патрiархами говорилъ много, Богъ отверзъ грѣшныя мои уста и посрамилъ ихъ Христосъ!” А сторонниковъ его въ это время продолжали зверски казнить. Аввакумъ твердо стоялъ на своёмъ, и тогда было рѣшено наказать его кнутомъ и сослать въ Пустозерскъ (1667г.). Ему даже милостиво не вырѣзали языка и не отрубили правую руку, какъ это сдѣлали попу Лазарю, дьякону Феодору и иноку Епифанiю, съ которыми онъ и Никифоръ, протопопъ Cимбирскiй, былъ сосланъ въ Пустозерскъ. 14 лѣтъ просидѣлъ Аввакумъ со своими товарищами на хлѣбѣ и водѣ въ страшной земляной тюрьмѣ Пустозерска, неустанно продолжая свою проповѣдь, рассылая грамоты и окружныя посланiя. Въ 1676 году умеръ царь Алексѣй Михайловичъ, и на престолъ вступилъ его сынъ Феодоръ. Къ нему Аввакумъ обратился съ челобитною. Въ отвѣтъ пришло грозное велѣнiе: “За великiя хулы на царскiй домъ сжечь Аввакума и его товарищей”. Въ Страстной Пятокъ 14 (27) апреля 1682 года протопопъ Аввакумъ, попъ Лазарь, дьяконъ Феодоръ и инокъ Епифанiй были заживо сожжены.
Аввакумъ причисленъ къ лику Святыхъ Великомучениковъ и вѣрующiе чтутъ святыя иконы его. Церковь празднуетъ память его дважды въ году: 14 (27) апреля и 2 (15) декабря. В своей борьбѣ съ расколомъ Аввакумъ дѣйствовалъ примѣромъ непреклонности убѣжденiя; онъ - самый яркiй, цѣльный и выдающiйся учитель Церкви своего времени; жизнь его можно назвать подвигомъ. Онъ не на словахъ, а на дѣлѣ “взялъ Крестъ на себя и пошелъ за Христомъ”, и есть всѣ основанiя назвать его равноапостольнымъ.
Аввакумъ написалъ 45 сочиненiй, среди которыхъ выдающееся место занимаетъ автобiографiя его ("Житiе"), - образцовый шедевръ русской духовной литературы.
Противораскольный учитель второй половины XVII вѣка; былъ iеромонахъ Лысковскаго монастыря Нижегородской губернiи. Возмущенный никоновскими исправленiями, онъ прiѣхалъ въ Москву и подалъ царю Алексѣю Михайловичу "жалобныя писанiя" на патрiарха Никона, сошелся съ протопопомъ Аввакумомъ и сталъ его "духовнымъ сыномъ". На Соборѣ 1666 года Авраамiй покаялся и былъ водворенъ въ Троицѣ-Сергiевой Лаврѣ; но вскорѣ одумался и началъ переписку съ Аввакумомъ. В 1670 году онъ подалъ царю новую челобитную на новшества, за что ему былъ учиненъ допросъ, а митрополитъ Павелъ Крутицкiй, забывъ про свой санъ и не убоявшись Господа Бога, избилъ его. Но этого оказалось мало: за проявленную стойкость въ вѣрѣ Авраамiй былъ разстриженъ и сосланъ. За дальнѣйшую пропаганду противъ расколоучителя Никона сожженъ въ срубѣ.
Изъ трудовъ Авраамiя первое мѣсто занимаетъ “Христiано-опасный щитъ вѣры противъ еретическаго ополченiя” противъ никонiанской ереси. Вопреки Святому Аввакуму Авраамiй отрицалъ поповъ «новаго» поставленiя и требовалъ даже перекрещиванiя переходящихъ изъ никонiанства въ исконную вѣру. Сочиненiя Авраамiя изданы профессоромъ Субботинымъ въ VII томѣ "Матерiаловъ для исторiи раскола".
(овсень, усень, бауцень, баусень, таусень). Первая встрѣча весны, первый день весны, 1 марта, коимъ прежде начинался годъ.
Вечеря Любви, Вечеря Господня – божественное установленiе и первобытная форма первохристiанскаго богослуженiя, изъ котораго развилась Литургiя. Это были общiя трапезы въ воспоминанiе Тайной Вечери, которая была и Вечерей Любви, наполненной взаимопониманiемъ и чувствомъ довѣрительнаго единенiя. Это была трогательная и задушевная встрѣча Учениковъ между собою и Божественнымъ Учителемъ, и въ которой Христосъ явилъ тогда миру величайшѣе сакральное дѣйство: Таинство Святаго Причастiя.
И вотъ первые христiане стали собираться во Имя Исуса Христа и эта ихъ общая трапеза была и Вечерей Любви и Вечерей Господней. Такъ назывался обычай древлей Церкви.
Агапа возпроизводила Тайную Вечерю. Евхаристическiе Хлѣбъ и Чаша были соединены съ обрядомъ братскихъ вечерей. Исусъ Христосъ придалъ Своей Вечерѣ характеръ заупокойныхъ трапезъ, или тризнъ, распространенныхъ у древнихъ народовъ. У грековъ и римлянъ были въ почётѣ «братства», или содружества, объединенныя особой цѣлью. Ихъ руководители избирались по жребiю и должны были отличаться благочестiемъ, чистотой, святостью. Содружества собирались по большимъ праздникамъ, устраивая братскiя трапезы, которыя пользовались большой любовiю неимущихъ и бездомныхъ. Богатые гражданѣ были мало этимъ заинтересованы и мало принимали въ нихъ участiя. Законодательство римскихъ императоровъ, въ частности, Августа, упорядочивало эти братскiя трапезы и давало имъ покровительство закона. Обыкновенно участники приносили съ собой хлѣбъ, вино, вообще ѣду, иногда посуду и даже ложа для возлежанiя. Запрещались разговоры, которые могли бы быть непрiятны, и всё вообще, что могло нарушить братскiй и дружескiй характеръ этихъ трапезъ. Кстати, Апостолъ Павелъ написалъ цѣлое посланiе участникамъ коринфскихъ собранiй, которые во многомъ были подобны братскимъ трапезамъ. Въ этомъ посланiи Павелъ упрекаетъ участниковъ Вечери Любви въ некоторой неупорядоченности въ провѣденiи Вечери, въ неумѣренномъ принятiи пищи и питiя, такъ что это нельзя было назвать Вечерей Господней. Видимо, опытъ провѣденiя Агапъ у коринфянъ не былъ удовлетворителенъ и Апостолъ пообещалъ къ нимъ придти самъ. {1Кор.11, 17-34}
.Вотъ свидѣтельство знаменитаго богослова (2-й половины II вѣка) Святаго Климента Александрiйскаго: Прекрасное спасительное учрежденiе Логоса - Агапы поистинѣ небесная пища, пиршество Слова… И если ты любишь Господа Бога твоего и ближняго твоего, то это праздничное и блаженное торжество, имѣя свойства небеснаго, происходитъ уже какъ бы на небесахъ… Агапы - дѣло чистое и достойное Бога, и ихъ цѣль вспомоществованiе. Радости Вечерей Любви, вслѣдствiе участiя въ нихъ многихъ, дѣйствуютъ на любовь оживляющимъ образомъ, они - предчувствiе радости вѣчной… Что такъ именно должно участвовать на Агапахъ, открывается изъ того, что при этомъ мы принимаемъ пищу Христову. (Климентъ Александрiйскiй, † 217г.)
А вотъ что пишетъ (въ концѣ II и началѣ III вѣковъ) другой знаменитый богословъ Тертуллiанъ въ своей Апологетикѣ: Наша Вечеря вполнѣ оправдываетъ свое имя Агапа, которое употребляется греками для обозначенiя любви. Чего бы ни стоили наши вечери, мы издерживаемся во имя благочестiя на неимущихъ. Садятся за столъ не прежде, чемъ отвѣдаютъ молитвы Богу; вкушаютъ столько, сколько нужно для утоленiя голода; а пьютъ, сколько полезно скромнымъ; насыщаются, какъ помнящiе, что и въ теченiе ночи должно молиться Богу; бесѣдуютъ, зная, что Богъ всё слышитъ. По омовенiи рукъ и возжженiя свѣтильниковъ каждый вызывается на середину - воспѣть Богу, или отъ Священнаго Писанiя, или отъ своего ума. Отсюда уже видно, какъ каждый пилъ. Вечеря оканчивается, какъ и началась, молитвою. Затѣмъ расходятся, какъ будто устраивали не Вечерю, а поученiе. {Тертуллiанъ (160г.-?), Апологетика,39}. Такъ благоговѣйно проходила Агапа, предваряя и подготавливая сокровенное наступленiе Евхаристiи.
Во второмъ вѣкѣ существовало два богослуженiя въ теченiе дня – одно утреннее, другое вечернее. Первое состояло изъ пѣсней и молитвъ и, можетъ быть, изъ чтенiя Священнаго Писанiя; на второмъ - кромѣ всего этого совершалась Евхаристiя и Агапа. Святый Равноапостольный императоръ Константинъ Великiй говорилъ о тѣхъ, кто считаетъ Агапы излишними, тотъ мыслитъ не по божественному Святѣйшему Ученiю. Первоначальный характеръ Агапъ былъ строго религiозный: важнѣйшимъ моментомъ собранiя было совершенiе Евхаристiи.
Въ то же время Агапа была призвана символизировать собою идеалъ соцiальнаго равенства всѣхъ членовъ общины и единенiе ихъ во Христѣ, безъ чего собственно и не можетъ быть настоящаго Христiанства. Черезъ это единенiе и должно было произойти преображенiе человѣка ветхаго. Хотя и нельзя назвать соцiальнымъ равенствомъ дѣйствительность тѣхъ временъ: богатые проявляли некоторую заботу о пропитанiи неимущихъ, бѣдняки вносили свою посильную лѣпту или трудъ въ общую казну, ну а рабы приходили просто такъ, когда у нихъ появлялось немного свободнаго времени, а кромѣ времени у нихъ ничего не было. Но всё-таки былъ маленькiй огонёкъ надежды, что эта любовь во Христѣ завоюетъ сердца как рабовъ, богатеевъ и, считающаго себя непогрѣшимымъ, священства. И вѣнчать эту любовь должна была Евхаристiя. Къ сожалѣнiю, исторiя ничего не говоритъ о томъ, присутствовали ли на Агапахъ христiанѣ-рабовладѣльцы; Святые Отцы совершенно игнорировали вопросъ о томъ, какъ христiанѣ-рабовладѣльцы и христiанѣ-рабы могутъ быть братьями во Христѣ, и это былъ очень тревожный признакъ начавшагося процесса утраты Святаго Духа и появленiя пышнаго внѣшняго фасада фарисействующей церковной догматики. Какъ говоритъ народная мудрость: “Богатый бѣдному не братъ”. А безъ объединяющей любви во Христѣ Евхаристiя теряла свою благодатную силу и превращалась въ формальный обрядъ, что бы себѣ ни воображали священнодѣйствующiе iерархи.
По мѣрѣ того, какъ распространялось Христiанство, по мѣрѣ того, какъ оно становилось религiей, обслуживающей государственные интересы, и славныя Апостольскiя времена канули въ лѣту, богатѣющихъ христiанъ становилось всё больше, а бѣдные христiанѣ становились всё бѣднѣе. Такожде и христiанъ-рабовладѣльцевъ (среди которыхъ были и епископы и другiе клирики) становилось всё больше, и, естественно, христiанъ-рабовъ тоже становилось всё больше и больше. Увы, священство эти соцiальные вопросы не волновали, оно увязало въ догматическихъ спорахъ на абстрактныя теологическiя темы, принимающiя страстный непримиримый характеръ и достигающiя невѣроятнаго накала во взаимной ожесточенной ненависти съ обоюдными проклятiями. Къ этимъ спорамъ подключались, появившiеся уже въ ту пору въ великомъ множествѣ монахи, озабоченные отвлеченной идеѣй личнаго спасенiя и одержимые страстью привлечь къ этой идеѣ всѣхъ, кто желаетъ и кто не желаетъ, при этомъ до безконечности выясняющихъ, кто изъ нихъ самихъ правъ или правѣе. Народу не было никакого дѣла до этихъ церковныхъ проблемъ, но отъ рѣшенiя своихъ соцiальныхъ неустройствъ онъ былъ умѣло отвлеченъ. Такъ что ни священство, ни монашество не внесли въ это духовное и соцiальное неустройство ничего ни умиротворяющаго, ни облагораживающаго.
Въ такихъ условiяхъ, когда предавалась забвенiю сама сущность понятiя единенiя во Христѣ, Агапы стали хирѣть и вырождаться: въ однихъ случаяхъ на Агапы стали допускаться только богатенькiе христiанѣ, чтобы проводить время въ свое удовольствiе, въ другихъ случаяхъ бѣдные и бездомные христiанѣ приходили на Агапы съ единственной цѣлью – какъ слѣдуетъ поѣсть и напиться. Чтобы не наступилъ кризисъ Христiанства, надо было найти выходъ изъ создавшагося положенiя. Святые Отцы Церкви (въ томъ числѣ и Святый Апостолъ Павелъ) не допускали и мысли возвратиться къ апостольскимъ принципамъ, когда надо было богатымъ отказаться отъ своихъ богатствъ, что могло бы привести къ отказу всѣхъ рабовладѣльцевъ отъ своихъ рабовъ. При этомъ бы пострадали и епископы-рабовладѣльцы, а это, видимо, было выше ихъ силъ. Они нашли другой болѣе легкiй выходъ: раз Вечери Господни сходятъ на нѣтъ - ну и Богъ съ ними, можно взять одну изъ составляющихъ Вечери - свершенiе Евхаристiи, которая къ тому времени прiобретала Литургiйныя черты, и выдѣлить ея въ отдѣльную службу. А духъ общиннаго единенiя, духъ святаго братства во Христѣ, что составляло главную основу преображенiя вѣтхаго человѣка, сталъ исчезать и появилось до боли намъ знакомое выхолощенное отношенiе къ Таинству, которое называется: приходъ-уходъ. Тем болѣе, что многiе Святые Отцы, напримѣръ Святый Амвросiй Миланскiй (340-407гг.), выражали своё неудовольствiе языческой предысторiей Агапъ, считали ихъ досаднымъ и ненужнымъ народнымъ проявленiемъ любви ко Господу и стали ихъ запрещать. Блаженный Августинъ, который былъ рукоположенъ Святымъ Амвросiем, с полнымъ равнодушiемъ разсказываетъ какъ запрещались Агапы въ Медiоланской (Миланской) Церкви подъ руководствомъ Святаго Амвросiя: “по обычаю Африканскихъ Церквей, мать моя и здѣсь во дни поминовенiя святыхъ дѣлала приношенiя во Храмы для общей трапезы изъ разныхъ яствъ; однажды, когда она явилась съ такими приношенiями, ея остановилъ привратникъ Храма и сказалъ, что епископъ запретилъ такiя приношенiя”. {Блж. Августинъ: Исповѣдь 6:2}. “Повсюду въ большей части Италiи въ большинствѣ Церквей, гдѣ устраивались Агапы согласно обычаю, то они отмѣнялись послѣ любвеобильнаго увѣщанiя епископа”. {Блж. Августинъ (354-430гг.), Пис.22 къ Аврелiю,4} И всё это въ нарушенiе канона Святаго Гангрскаго Собора (365г.), который гласитъ: Аще кто презираетъ творящихъ Вечери Любви по вѣрѣ, и созывающихъ братiю въ честь Господа, и не хощетъ имѣти общенiя въ приглашенiяхъ, низкимъ почитая творимое: да будетъ подъ клятвою. {Гангр.11}
Святый Iоаннъ Златоустъ (347-407гг.) также не понималъ сакральнаго смысла Агапъ; проявилъ къ нимъ полное равнодушiе, считая ихъ отживающею привычкою, настаивалъ на томъ, чтобы празднованiе въ честь мучениковъ было по преимуществу духовнымъ, состояло изъ чисто молитвеннаго собранiя въ храмѣ, но какъ бы и снисходитъ къ своей паствѣ, которой было далеко до учености Златоуста и желавшей сохранить обычай: “но ты хочешь участвовать и въ тѣлесной трапезѣ? Можно, по окончанiи собранiя, здѣсь, подлѣ храма мучениковъ, расположившись подъ смоковницей или виноградомъ, и тѣлу дать отдыхъ, и совѣсть избавить отъ осужденiя. Мученикъ, видимый вблизи, находящiйся подлѣ, и предстоящiй самой трапезѣ, не допуститъ удовольствiю перейти въ грѣхъ”. {Iн. Злат.: Сл. похв. мч. Юлiану}.
Такъ закончили свое существованiе Агапы и появилось современное Богослуженiе: пышное торжественное обрядовое дѣйство, могущее поражать воображенiе, производить сильнѣйшее впечатлѣнiе, особенно на язычниковъ. Такъ было положено начало утраты народомъ живой вѣры и любви къ Богу, былъ подорванъ духъ общинности, дававшiй христiанамъ возможность быть братьями и сестрами во Христѣ. Такъ Вечеря Господня, свершенная въ своё время самимъ Исусомъ Христомъ, осталась безъ самого главнаго - безъ Вечери Любви. Такъ закончилось Апостольское Христiанство и началось совсѣмъ другаго рода Христiанство Святыхъ Отцевъ. Но осталось у вѣрующихъ то глубинное чувство невосполнимой утраты, что Церковная Служба, исполняя Таинство, не даётъ той сакральной полноты, которая была у первыхъ христiанъ. И мечутся, поэтому, современные вѣрующiе въ поискахъ «хорошаго батюшки», или «святаго старчика», или ищутъ утѣшенiя въ общенiи со святыми мощами, или пытаются безуспѣшно возродить забытую священствомъ Вечерю Любви во Господѣ.
Впервые о Вечери Любви упоминается въ посланiи Святаго Iуды. {12}
Императоръ Константинъ Великiй упоминаетъ о «весьма скромныхъ пиршествахъ, устрояемыхъ въ память мучениковъ многими, по чувству жалости къ неимущимъ и для вспомоществованiя страннымъ и нищимъ. Кто считаетъ ихъ излишними, тотъ мыслитъ не по Божественному Святѣйшему Ученiю». {Евсевiй Памфилъ: Слово имп. Конст.}
Не подобаетъ освященнымъ лицамъ, или причетникамъ, или мирянамъ, призываемымъ на Трапезу Любви, уносити отъ нея части: ибо симъ причиняется оскорбленiе церковному чину. {Лаод.27}. Тенденцiозный негативный настрой къ Агапѣ.
Не подобаетъ въ Храмахъ Господнихъ или въ Церквахъ совершати, такъ именуемыя Трапезы Любви, и въ Домѣ Божiемъ ясти, и возлежанiе творити. {Лаод.28}.
Не подобаетъ епископамъ, или пресвитерамъ совершати приношенiе въ домахъ. {Лаод.58}. Подъ приношенiемъ имѣется въ виду Агапа съ Евхаристiей, свершаемая въ домѣ.
Епископы или клирики въ церкви да не пиршествуютъ: разве случится по нуждѣ странствованiя въ ней отдохновенiе имѣти. И мирянамъ, елико возможно, да возбраняются таковыя пиршества. {Карф.51}.
Не должно въ мѣстахъ, посвященныхъ Господу, или въ церквахъ, совершати такъ называемыя трапезы братолюбiя, и внутри храма ясти, и ложе постилати. Сiе же дерзающiе, или да престанутъ, или да будутъ отлучены. {Шест.74} Послѣднiе четыре правила направлены противъ проведенiя въ церкви Агапъ.
На Западѣ Агапа сохраняется до пятаго вѣка. Для Святаго Арелатскаго (Арльскаго) Собора (452г.) Агапа - ещё нѣчто неотдѣлимое отъ Евхаристiи или близкое къ ней по святости: «Кто священническою властiю отлученъ отъ причащенiя, тотъ не долженъ быть приглашаемъ на собесѣдованiе или пиршество не только клириковъ, но и всего народа». {Арелат.49}
Запрещаютъ Агапы на Западѣ слѣдующiе Святые Соборы: Оксерскiй (584г.), Литтихскiй (743г.), Ахенскiй (846г.), Вюрцбургскiй (1298г.)
Агапы въ связи съ Евхаристiей существуютъ нынѣ въ Абиссинiи; нѣчто подобное имъ есть у Богемскихъ братьевъ и методистовъ. {Соколовъ П., Агапы}
Понятiе любовь въ русскомъ языкѣ охватываетъ однимъ словомъ очень многiя сферы эмоцiональной и духовной жизни. Въ греческомъ языкѣ есть четыре разныхъ слова обозначающихъ любовь - каждое въ своемъ родѣ:
Эросъ – страсть, ревностное, чувственное желанiе; это слово считается христiанами неприличнымъ и не употребляется ими, такъ какъ есть въ этомъ что-то отъ первороднаго грѣха; вмѣсто него находятся слова, которые считаются ими болѣе приличными: похоть, блудная страсть, смѣсительство, сожитiе, сообщенiе, совокупленiе, грѣхъ, съ которым надо бороться, ставя такую борьбу какъ цѣль и смыслъ жизни, и такъ далее.
Филiа - внутренняя склонность къ кому-либо, выросшая из задушевной общности и близости, но иногда возникающая и съ перваго взгляда. Къ этой формѣ любви въ христiанствѣ отношенiе двоякое. Если филiа воплощается въ законный бракъ, то значитъ это чувство хорошее, но, если что-то мѣшаетъ этому, напримѣръ, дѣвушка-рабыня и притомъ христiанка полюбила - филiа кого-либо, а рабовладѣлецъ-христiанинъ не разрѣшаетъ ей выйти замужъ, то эти дѣвичьи чувства означаютъ блудъ. {Васил.40,42}. Рабовладѣлецъ только тогда обязывается христiанской моралью разрѣшить бракъ сей дѣвицѣ, когда (если) замѣтитъ, что воздержанiе отъ брака нарушаетъ ея благонравiе. {Кормчая: Петръ и Павелъ 13}. Вообще, христiанская мораль - дело тонкое.
Сторги - спокойное и непрерывное чувство принадлежности. Как бы родовая связь, нерасторжимая даже зломъ въ силу своей прирожденности. Такова нѣжная, спокойная и увѣренная любовь родителей и дѣтей, мужа и жены, гражданина къ отечеству.
Агапи - любовь не страстная, не горячая, не нѣжная. Она основана на оценкѣ любимаго и какъ бы разсудочна. Такъ можно любить, преклоняясь передъ каким-либо совершеннымъ качествомъ человѣка. Любите другъ друга - сторги и агапи - вот смыслъ первѣйшей заповѣди Христа.
Убитый и сожженный въ Коринфѣ язычниками за страшное святотатство, выразившееся въ томъ, что онъ разорилъ жертвенникъ во время свершенiя таинства, пролилъ жертвы и разметалъ огонь. Память 17 апреля.
Подвижникъ русскiй временъ Iоанна Грознаго, основатель Николо-Адрiановой Ондрусовой пустыни, Олонецкой губернiи. Родомъ изъ московскихъ бояръ Завалишиныхъ, Адрiанъ, въ мiрѣ Андрей, во время охоты въ своемъ помѣстiи на берегахъ Ладожскаго озера, встрѣтился съ Преподобнымъ Александромъ Свирскимъ, сдѣлался его ученикомъ и постригся въ Валаамскомъ монастырѣ, а затѣмъ, съ благословенiя Преподобнаго Александра, поселился въ уединеномъ мѣстѣ на берегу озера, въ 22 верстахъ отъ нынѣшняго города Олонца, и основалъ здѣсь свой монастырь. Адрiанъ пользовался большимъ уваженiемъ современниковъ и любовiю царя, у котораго былъ воспрiемникомъ дочери, и извѣстенъ своимъ благотворнымъ влiянiемъ на нѣкоторыхъ разбойниковъ края, изъ которыхъ особенно славился Ондрусъ, послѣ раскаянiя пришедшаго въ монастырь Преподобнаго. Но дружки Ондруса не могли простить Адрiану потери своего товарища и убили его, а тѣло бросили въ болото. Спустя два года, нетлѣнныя мощи его были найдены и перенесены въ монастырь. Память 17 мая и 26 августа.
10-й и последнiй патрiархъ съ 1690 по 1700 годы. Хотя онъ и былъ расколоучителемъ, но отличался строгой жизнью и уже начиналъ понимать въ какую духовную трясину завели раскольныя духовныя неустроенiя, и онъ мужественно старался противостоять той пародiи на Симфонiю Церкви и Государства, которую насадили Тишайшiй Алексѣй Михайловичъ со своимъ отнюдь не тихимъ сыномъ Петромъ Алексѣевичемъ. Такъ Адрiанъ выступилъ съ протестомъ потивъ процветающаго самодурства, противъ насильственнаго бритья бородъ, остроумно уподобивъ искаженные лики брившихся котамъ и псамъ, у которыхъ если и есть усы, но чисто символическiе, и съ иронiей вопрошалъ, какъ они съ такими физiономiями пойдутъ на Страшный Судъ. При этомъ Андрiанъ не убоялся самого Петра I, который могъ бы и не стерпѣть такого уничиженiя. Но такая критика уже понималась всѣми какъ послѣднiя трепыханiя передъ окончательнымъ упраздненiемъ патрiаршества.
Знатнаго римскаго рода, въ 75 лѣтъ занялъ папскiй престолъ (867-872 гг.). Во время разлада въ Франкской Церкви боролся съ Лотаремъ II и Карломъ Лысымъ за значенiе папской власти. Кромѣ этого добился низложенiя Константинопольскаго патрiарха Фотiя и на 8-мъ Константинопольскомъ Вселенскомъ Святомъ Соборѣ въ 869 году заставилъ признать первенство папы. Ранее на Святомъ Соборѣ въ Вормсѣ 868 года, Адрiанъ издалъ положенiе, утвержденное Соборомъ, чтобы дѣти, отданные въ монастырь, оставались тамъ на всю жизнь, и запретилъ бракъ духовнымъ лицамъ.
Козёлъ отпущенiя, котораго въ день очищенiя изгоняли въ пустыню. Въ день грѣхоотпущенiя по закону Моисееву (Лев.16) избирались два козла, одинъ для жертвоприношенiя, а другой для отпущенiя въ пустыню по предварительномъ возложенiи на него рукъ, означавшемъ сложенiе на него грѣховъ народа. Никейское пониманiе искупительной жертвы Христа старается уподобить и подогнать подъ смыслъ жертвы этихъ двухъ животныхъ, что выглядитъ довольно экстравагантно. Проводить аналогiю мѣжду Христомъ и Азазеломъ по меньшей мѣрѣ неумѣстно изъ-за ихъ противоположной сущности. Еврейское преданiе обозначаетъ Азазела какъ одного изъ ангеловъ, сброшенныхъ съ неба во время войны титановъ. (См. халд. пер. Iонатана къ кн. Бытiя VI, 4 и талмудъ Iома 67 б., въ коммент. Раши). Азазелъ какъ злой генiй упоминается многократно въ апокрифической книгѣ Еноха (VII, 1; X, 12; XIII; XV, 9). У некоторыхъ древнихъ христiанскихъ сектантовъ Азазелъ есть имя сатаны (см. Origen. Cels. 6, л. 305. ср. Epiph. haer. 34, 11). Точно такъ же и у арабовъ до и послѣ Мохаммеда Азазелъ извѣстенъ как имя злаго духа.
Епископъ. Основатель мощнаго движенiя среди христiанъ противъ не менѣе мощнаго движенiя подъ руководствомъ пресвитера Арiя. Споры между противниками носили непримиримый характеръ. Епископъ Александръ проявилъ въ борьбѣ незаурядную энергiю и находчивость. Онъ сумѣлъ сплотить вокругъ себя рядъ епископовъ и созвалъ Соборъ (321г.) въ Александрiи, на которомъ Арiй былъ лишенъ сана и отлученъ, объявленъ еретикомъ и преданъ анафемѣ. Одновременно была произнесена анафема и на его приверженцевъ, которыхъ среди христiанъ было чуть ли не больше половины. Но поскольку никакихъ каноническихъ основанiй для такой анафемы не было, и съ догматической тогдашней точки зрѣнiя противоположныя мнѣнiя противниковъ носили произвольный характеръ, Александръ проявилъ иницiативу и совмѣстно съ другими епископами подготовилъ новый Символъ Вѣры, который былъ представленъ и утвержденъ на Святомъ Никейскомъ Соборѣ (325г.). Этотъ новый Никейскiй Символъ Вѣры, выданный за истину въ послѣдней инстанцiи, какъ бы далъ основанiе сторонникамъ епископа Александра считать свое направленiе въ христiанствѣ ортодоксальнымъ, а всѣхъ другихъ представлять якобы еретиками, достойныхъ быть преданными анафемѣ. Такимъ образомъ, Александръ Александрiйскiй основалъ никейское направленiе въ Христiанствѣ, которое является господствующимъ и слившимся съ государственной властью до нашихъ дней въ странахъ Восточной и Западной Европы.
Родился въ Трирѣ. Воспитывался въ Римѣ и уже въ 369 году былъ назначенъ Валентинiаномъ I наместникомъ Северной Италiи, съ резиденцiею въ Миланѣ. Занимая этотъ постъ, онъ заслужилъ высокую любовь и уваженiе народа. При выборѣ епископа на всенародномъ собранiи въ 374 году возникъ споръ о претендующихъ на это мѣсто. Какъ гласитъ предание, раздался крикъ невѣсть откуда взявшагося ребенка: «Амвросiй епископъ!», и споръ былъ рѣшенъ обеими спорящими партiями самымъ неожиданнымъ образомъ въ пользу некрещеннаго Амвросiя, который якобы не претендовалъ на мѣсто епископа, и послѣ недолгаго “сопротивленiя” церковныхъ властей былъ рукоположенъ, въ нарушенiе правилъ Святыхъ Соборовъ, во епископа 7 декабря. Ему бы, говоря по совѣсти, слѣдовало бы отказаться, но онъ пока съ правилами не былъ знакомъ. Въ санѣ епископа Амвросiй, памятуя о своемъ нелѣпомъ избранiи съ участiемъ дѣтей и сомнительномъ рукоположенiи, развилъ чрезвычайную энергiю и сталъ съ большимъ успѣхомъ наводить твердый порядокъ въ церковной организацiи, то есть, нашелъ себя на новомъ поприщѣ. Съ одной стороны, онъ добивался сохраненiя чистоты церковныхъ догматовъ Святаго Никейскаго Собора (325г.) и принялъ рѣшительныя мѣры противъ арiанъ, которые ему изначально не нравились. Съ другой стороны, онъ, не успѣвшiй ещё прiобрести ни духовнаго опыта, ни духовнаго образованiя, уничтожалъ традицiю провѣденiя Агапъ, которая велась отъ самого Исуса Христа, поскольку совершенно не понималъ сакрального смысла запрещаемаго. Сохранилось свидѣтельство Блаженнаго Августина, который былъ очевидцемъ уничтоженiя древней исконной формы богослуженiя: “по обычаю Африканскихъ Церквей, мать моя и здѣсь во дни поминовенiя Святыхъ дѣлала приношенiя во Храмы для общей трапезы изъ разныхъ яствъ; однажды, когда она явилась съ такими приношенiями, ея остановилъ привратникъ храма и сказалъ, что епископъ запретилъ такiя приношенiя”. {Блж. Августинъ: Исповедь6:2}. “Повсюду въ большей части Италiи въ большинствѣ Церквей, гдѣ устраивались Агапы согласно обычаю, то они отмѣнялись послѣ любвеобильнаго увѣщанiя епископа”.{Блж. Августинъ (354-430гг.) Пис.22 къ Аврелiю,4}. Такiя вотъ любвеобильныя запретительныя увещанiя противъ Вечери Господней, противъ Вечери Любви, противъ народной любви… Народъ уже мало интересовалъ церковную iерархiю, стояли задачи более значительныя - власть, большая политика. И Амвросiй ревностно стремился къ большему влiянiю церкви на государственныя дѣла, при этомъ проявляя огромую энергiю, за что снискалъ себѣ большой авторитетъ какъ церковный учитель. Святый Амвросiй Миланскiй, также какъ и Святый Равноапостольный Константинъ Великiй, будучи человѣкомъ свѣтскимъ и государственнымъ, становится законодателемъ въ церковныхъ вопросахъ, активно вмѣшивается въ церковные споры и сращиваетъ порой несовмѣстимыя интересы церковныя съ интересами государственными въ такъ называемую Симфонiю. При этомъ вся церковная догматика приспосабливается къ эксплуататорской государственной идеологiи, входя въ противоречiе съ исходными христiанскими цѣнностями. Власть имущимъ, къ которымъ принадлежалъ и Амвросiй Миланскiй, было выгодно использовать Христiанское Ученiе для управленiя государствомъ. И всѣ догматическiе споры являлись лишь инструментомъ въ борьбѣ за власть либо церковную, либо свѣтскую.
Не должно священнослужителямъ, или причетникамъ, или инокамъ мытися въ банѣ, вмѣстѣ съ женами, ни даже всякому христiанину мирянину. Ибо сiе есть первое нареканiе отъ язычниковъ. {Лаод.30; Шест.77;}
Православныя словены и русины дикiя люди и житiе ихъ дико и безбожно. Мужи и дѣвки нагiя вмѣстѣ запирашися во жарко истопленнай избѣ и истязаша тѣлеса своя, лесча себя прутiями древеснымя нещадно до изнеможенiя и опосля прыгаша во прорубь али сугробъ и охолонишися вновь идяше во избу истязати тѣлеса своя. (Велизарiй (IXв.), миссiонеръ, грекъ-византiецъ). Уродливость греко-христiанской морали лучше не выразишь! Вотъ почему и уничтожались бани христiанами, «яко мѣста поганыя и бѣсовскiя».
Такъ называемые Календы, Вота, Врумалiя, и народное сборище въ первый день мѣсяца марта, желаемъ совсѣмъ исторгнути изъ житiя вѣрныхъ. Такожде и всенародныя женскiя плясанiя, великiй вредъ и пагубу наносити могущiя, равно и въ честь Боговъ, ложно такъ еллинами именуемыхъ, мужескимъ или женскимъ поломъ производимыя плясанiя и обряды, по нѣкоему старинному и чуждому христiанскаго житiя обычаю совершаемые, отвергаемъ, и опредѣляемъ: никакому мужу не одѣватися въ женскую одежду, ни женѣ въ одежду мужу свойственную; не носити личинъ комическихъ, или сатирическихъ, или трагическихъ; при давленiи винограда въ точилахъ, не возглашати гнуснаго имени Дiониса, и при вливанiи вина въ бочки не производити смѣха, и по невѣжеству, или въ видѣ суеты не дѣлати того, что принадлежитъ къ бѣсовской прелести. Посему тѣхъ, которые отнынѣ, зная сiе, дерзнутъ дѣлати что-либо изъ вышесказаннаго, аще суть клирики, повелѣваемъ извергати изъ священнаго чина, аще же миряне, отлучати отъ общенiя церковнаго. {Шест.62}