История

РУССКИЙ МЕЧТАТЕЛЬ

venzel

Тайная родина мира

Владимир ПАНКОВ

nikolai rerih

С. Н. Рерих. Портрет Н. К. Рериха.

Николай Константинович Рерих — из тех русских людей, для которых настоящее значило мало, ведь в нем не было ни аромата веков, как в прошлом, ни волнующей тайны, как в будущем. Больше того: настоящее разочаровывало и порождало сомнения. В 1928 году, путешествуя по Тибету, Рерих стал свидетелем страшных картин духовного опустошения целой страны, кощунственной грязи храмов, неприличной назойливости пьяных лам-попрошаек, торгующих «целебными» таблетками с экскрементами Его Святейшества и фальшивыми амулетами с волосами верблюдов. Среди оскверненных медангов трудно было разглядеть древние Источники восточного Учения. Как не похожи были полные жизненной мудрости труды Асвагоши и Нагарджуны, торжественные гимны Миларепы и других славных гуру на тот рынок невежества, с которым пришлось столкнуться во время путешествия. Во всем ощущалась потеря. Новая храмовая постройка оказывалась тесной и случайной в пространстве, живопись — невыразительной и грубой. Буддизм представал глупым, а иногда и опасным суеверием...

Несовершенства окружающего лучше было не замечать, и Рерих советовал: «Проходите настоящее, не углубляясь среди кочек болота». Возможно, отсюда его желание найти Заповедную Страну, где соберутся мудрецы мира, оживут древние идеи, восстанет Дух и творчески сольются все культуры Земли.

Прошлое еще внушало какую-то надежду — оно имело свой стиль, запах и цвет. Из чудесных камней былого, считал Рерих, можно сложить ступени грядущего, основание для новой красоты и знания. Если, конечно, прошлым не злоупотреблять: «В ретроградстве как бы не дойти до нечленораздельных звуков праотцев. Хороша старина, пока она не мешает будущему».

Грядущее... Об этом его картины, книги и проповеди: «Явите стремление к будущему, живите часом счастья будущего... Можно смотреть лишь в будущее... приветствовать каждый голос, который так или иначе устремляет нас в будущее... У нас будущее зовется ковром полета. Учите детей летать высоко. Миф о ковчеге замените воздушным кораблем».

Рерих отлично понимал, что мир телефоном не построишь. Замысел, Дух и Символ становились зодчими новой жизни. Рерих верил, что, если мечты прекрасны, прекрасен будет и ответ на них, чудо претворится и явится мост красоты в новый путь.

Всю жизнь он рисовал свою, как он говорил, «карту сказок», собирая мифы, легенды, предания. На этой карте была столица — загадочная Шамбала, где жили святые и мудрецы. Духовный центр планеты, тайная родина мира и будущее человечества...

Рерих не был Колумбом Шамбалы. Эту древнюю легенду он, как матрос долгожданную землю, разглядел сквозь толщу веков. Шамбала была в прошлом. Рерих хотел и Будущему передать ее сияющие вершины...

С незапамятных времен существовала особая система посвящений — знаменитые Великие Мистерии. Тайна была известна только избранным — жрецам Египта, первым философам Эллады, восточным мудрецам. Век от века знания множились и передавались с континента на континент. Так появилось интернациональное братство посвященных. Родилась и вера в некую страну, где собираются мудрецы мира.

Главной целью Братства было освободить человечество от суеверий, дать простор любви и добру, научить людей жить в единстве с матерью-природой. Шамбала стала символом будущей мировой гармонии.

Членами братства, посвященного духовному возрождению человечества, были и легендарные Махатмы (Учителя) Гималаев. Народы Индии и Тибета были убеждены, что обитель совершенных людей действительно существует. Они называли ее Калапа, или Катапа. Указывали и приблизительное ее местонахождение — малодоступную область на северных склонах Гималаев, в Тибете.

Слово «Шам» означает «спокойствие». Древняя литература часто говорит о тихом и уединенном острове Шамбала, святая земля которого находится на озере из нектара. Если кто-то захочет попасть на этот остров с его дворцами и зеленью, необходимо, чтобы золотая птица перенесла туда счастливца на своих крыльях.

belovodie

Путь в Беловодье. По материалам XIX века. © Родина.

Была не только легенда, но и документальные отчеты очевидцев-миссионеров, 350 лет назад подтвердивших факт существования «сказочной страны». Царство Шамбалы нанесли даже на карту XVII века, изданную в Анвере. Венгерский филолог Ксома де Корос, в середине прошлого века четыре года проведший в тибетском монастыре, дал довольно точное географическое положение Шамбалы — где-то между 45 и 50 градусами северной широты, за рекой Сырдарьей. Известный русский путешественник Пржевальский назвал другой адрес: «Очень интересная легенда касается Шамбалы — острова, расположенного на краю Северного моря. Там множество золота, а пшеница достигает удивительной высоты. В этой стране неизвестна бедность; действительно, молоко и мед текут в Шамбале». Но все же большинство сходилось на Гималаях.

Великий Махатма Мориа в одном из писем в 1881 году так описал путь в царство Шамбалы: «В некой местности, которая не может быть указана профанам, существует расщелина, через которую перекинут легкий мостик, сплетенный из растительных волокон. Внизу поток катит свои бурные воды. Наиболее закаленные ваши альпинисты вряд ли решатся на такой переход, так как мостик подобен паутине и кажется ветхим и непреодолимым. Но тем не менее он не таков, и тот, кто осмелится его перейти и сможет это сделать, попадет в ущелье несравненной красоты, в одно из наших мест к нескольким из нас, о которых ничего не известно европейским географам».

Шамбала притягивала многих. До нее пытались добраться, но непреодолимой преградой вставал один неписаный закон: «Нежеланный не дойдет». Лишь только тот, кто слышал «Кала-гийя» — зов Шамбалы, мог рассчитывать на удачу.

До сих пор сохранились неизвестные долины среди бескрайних снежных гор тибетского плато и множество пещер, будто созданных, чтобы скрывать в себе тайну. Один лама рассказывал о гигантской сети искусственных туннелей и о странных аппаратах, способных по ним доставить вас куда угодно. Рассказы о воздушных кораблях, которые видели в районе Шамбалы, кажутся фантастическими. Но члены экспедиции Рериха, подошедшей к горам Каракорум в 1926 году, действительно видели в чистом утреннем небе сверкающий диск. Его полет наблюдали с помощью трех мощных биноклей. Неожиданно аппарат изменил свой курс с юга на юго-запад и исчез за снежными вершинами горной цепи Гумбольдта. Никакой самолет, никакой воздушный шар не мог тогда преодолеть эту часть Восточного Китая. Ламы, принимавшие участие в экспедиции, при виде диска дружно воскликнули: «Это знак Шамбалы!» В 1933 году английский альпинист Франк Смит был свидетелем похожего явления на горе Эверест.

О Шамбале знали и в России. Только называлась она иначе: Страна Чудес, Страна Белых Вод, Беловодье. Среди староверов существовало поверье: кто пойдет по следам завоевателей-татар в Монголию, тот найдет страну, где живут в затворничестве святые. Это и есть Беловодье-Шамбала. Вот что писал об этом Вячеслав Шишков: «Нужно пересечь степи, горы и леса, сохраняя направление на Восток, к солнцу. Если судьба предназначила это Вам с рождения, вы увидите Беловодье. Эта страна не принадлежит никому. С незапамятных времен здесь царят истина и доброжелательность — это действительно чудесная страна».

То была по-детски чистая и искренняя мечта, лишенная философской утонченности восточных легенд, но полная надежд на спасение от всех мерзостей мира. И так же, как на Востоке, она принималась скорее за быль, чем за красивую сказку. Беловодье искали — истово, рискуя жизнью и нередко ее теряя.

Вот что рассказывает знаток Бело-водской легенды К.В. Чистов: первые известия о Беловодье ведут нас к началу XIX века. Все началось с того, что в Петербург из Томской губернии приехал поселянин Бобылев и донес министерству внутренних дел, что на море, в Беловодье, живут старообрядцы числом до 500 000 человек и дани никому не платят. Осели они на далеких островах Тихого океана, до которых можно было добраться, двигаясь от Бухтармы через Китай. Бобылев сообщил, что старообрядцы не прочь служить русскому царю. Министерство поверило страннику — беглых в ту пору во всех концах мира водилось немало, да еще и выдало Бобылеву на посольские расходы 150 рублей. Но он не доехал даже до сибирского генерал-губернатора и бесследно исчез.

Вскользь упомянутая в 1807 году в официальной переписке легенда о Беловодье будоражила увлекающиеся умы почти до начала XX века. Распространяли легенду в основном члены секты «бегунов», или «странников» — самого беспокойного в старообрядчестве «толка». Первые проповедники «странничества» появились в Поморье в конце XVII века. Это были соловецкие мятежники, бежавшие в леса. Позже «странники» организовали собственную общину. Основал ее беглый солдат Евфимий, собрав вокруг себя таких же, как он, отверженных — бывших солдат, крестьян и нищих.

Евфимий поучал, что сам Бог заповедал пророкам бежать из Вавилона, коим является наш погрязший в грехах мир: «невозможно одним оком зрети на небо, другим на землю». «Бегуны» скрывались от присмотра государства, не имея ни кола ни двора. В одной из старых книг об этих людях сказано так: «Ложем его будет земля, в возглавие его ляжет камень, в день холода и мраза будет ударять он во всякую дверь, ища себе убежища».

Что же искали эти вечные странники? Царство Божье на земле. «Града настоящего не имамы, а грядущего взыс-куем» — такова была их первая заповедь. Именно «бегунам» пришлась по душе красивая легенда о неведомых землях и вольных островах.

Отправлявшиеся на поиски Беловодья тайно снабжались особым путеводителем — «Путешественником». Это были листки в одну-две странички, исписанные неловкой крестьянской рукой. В них содержался призыв бежать на «райские острова» и подробная, в меру того времени и для такого легендарного маршрута, инструкция о том, каким путем следует добираться до Беловодья: Казань, Екатеринбург, Тюмень, Алтайские горы, Уймон. Дальше русская земля кончалась, и через Китайское государство к берегу «окиян-моря» предстояло идти неведомыми тропами.

Существовало несколько маршрутов, но особой известностью почему-то пользовался путь инока Марка, который будто бы с двумя товарищами благополучно прошел через Китайское государство и достиг Беловодья.

Исследователи убеждены, что все списки имеют родственное происхождение — слишком схожи географические названия и ориентиры: к примеру, горы тянутся на 300 верст, а весь путь через Китай продолжается 44 дня. Совпадают и описания самой страны Белых Вод — она раскинулась на 70 островах, поросших густым лесом. « А земные плоды всякия весьма изобильны бывают; родится виноград и сорочинское (сарацинское) пшено (значит, рис) и другие сласти без числа, злата же и серебра и камения драгого и бисеру зело много, ему же несть числа, яко и умом непостижимо». Путешествующего должны были встречать благовестом без малого 170 церквей.

«Путешественник» предупреждал, что жители Беловодья «в землю свою никого не пущают». Правда, запрет относился только к злым людям — чиновникам и попам. На острове нет ни войска, ни самого государства. Здесь все живут исключительно по «божец-кому закону». Это тихая крестьянская страна всего лишь с двумя городами — Скитаем и Кабаном.

Часто на романтические поиски Беловодья толкала совершенно прозаическая причина — желание уйти подальше от власти, иметь собственный клочок земли. Конечно, сказочность, легендарность этого авантюрного сюжета придавали всему предприятию и какой-то духовный смысл, помогая легче сносить нешуточные тяготы пути.

Охотнее других снимались с насиженных мест обедневшие крестьяне, нанимали «татарина быть вожаком за половину алого сукна и четыре маральих рога, детей садили в переметные сумы и отправлялись через Китай в Беловодье». Путешествие, как правило, заканчивалось печально — люди, проплутав в диких Алтайских горах, измучившись и вконец оголодав, возвращались, чтобы сдаться на милость властей. Бывало, что дорога в Беловодье становилась вратами в могилу, на которой не было ни имени, ни креста.

Но частые неудачи не убавили искателей «вольной земли» — зов русской Шамбалы был слышен целое столетие. Первая документально отмеченная попытка найти Беловодье относится к 1825 году. Последняя — к разгару гражданской войны в Сибири...

В начале 1920-х годов, когда староверы еще не позабыли путь в Беловодье, Рерих посещает Алтай. Его уверенность в том, что страна Белых Вод и есть легендарная Шамбала, укрепилась еще больше. Он раздвигает алтайский горизонт, подозревая, что и в Южной Америке, и в Азии, и на просторах Центральной России люди ищут одно и то же — Великое Царство Добра. Бесхитростные упования простолюдинов, эту первобытную тоску о лучшем из миров он превращает в духовно сложную задачу человечества, веру в грядущее переустройство, при котором Искусство, Красота и Знание смогут соединить доселе несоединимое.

Грядущее виделось ему двояко: то мудрым Братством людей среди аскетичной природы, то симфонией из фабричных гудков и колокольного звона. Он верил, что отыскал «объединительные знаки между древнейшими традициями Вед и новыми формулами Эйнштейна». Его мысли занимали снеговые вершины Тибета, их неколебимая вечность, но его покорила и новизна Америки, ее порыв и мировой натиск. Этой стране, которую его современник Кнут Гам-сун назвал духовно убогой, Рерих признается в любви. Он говорит о новой цивилизации «колоссальных завоеваний культурных принципов», где «бурный рост промышленности достигает поэзии созидания», и не без восхищенного удивления описывает, как жители глинобитных домов и юрт, увидев фотографии нью-йоркских каменных небоскребов, восклицали: «Это земля Шамбалы!» Конечно, не все новое могло стать достойным будущего. «Новизна должна быть здоровой, бодрой, строительной».

Шамбала должна была соединить Запад и Восток, которые «смотрят проницательно друг на друга, проверяют каждое движение друг друга», и сделать их наконец «ближайшими друзьями».

Рерих сглаживает острый угол своих первоначальных убеждений в пагубности технического прогресса: искусственная красота городских нагромождений не разрушит природного очарования Гималаев... Дух и материя станут сотрудничать в Шамбале, ведь «гонцы вестей Шамбалы воскрешают связи между великими традициями прошлого и нашими устремлениями к будущему».

Как и все мечтатели на свете, Рерих поразительно прозорлив, но невнимателен к настоящему. Он торопится указать на знаки предсказанных им событий, поверив, что коммунизм, занесенный в Россию, и есть та самая долгожданная община, о которой грезил еще Конфуций и чьи слова так понравились ему: «...весь свет будет наподобие одного семейства. Все люди будут представлять в себе одного человека, и все вещи, по причине удивительного взаимного порядка и союза, покажутся одним и тем же существом. Мы должны любить других, как самих себя...» С гималайских высот красные знамена русских революций Рерих принимает за долгожданные символы Шамбалы, забывая собственное предостережение, что одна и та же рука может дать благословение и совершить убийство.

Рерих верил, что все силы блага когда-нибудь заключат союз, чтобы уничтожить тьму. И паролем здесь станет волшебное слово «Шамбала». Это пропуск в будущее, где «красотой побеждают, красотой объединяются».

И молятся — Красотой...

Н.К.Рерих: «Искусство, Красота, Знание - вот символы Новой Эры

krasota

Н. К. Рерих. Сосуд нерасплесканный.

Лама, расскажи мне о Шамбале!»...

Лама пристально изучает нас и затем говорит:

«Великая Шамбала находится далеко за океаном. Это могущественное небесное владение. Она не имеет ничего общего с нашей землей. Как и зачем вы, земные люди, интересуетесь ею? Лишь в некоторых местах, на Крайнем Севере, вы можете различить сияющие лучи Шамбалы».

«Лама, мы знаем величие Шамбалы. Мы знаем реальность этого несказуемого места. Но мы также знаем и реальность земной Шамбалы. Мы знаем, как некоторые высокие ламы ходили в Шамбалу, как на своем пути они видели обычные физические предметы. Мы знаем рассказы одного бурятского ламы, как его сопровождали через очень узкий тайный проход. Мы знаем, как другой посетитель видел караван горцев, везущих соль с озер, расположенных на самой границе Шамбалы. Более того, мы сами видели белый пограничный столб, один из трех постов Шамбалы. Поэтому не говори мне только о небесной Шамбале, но говори и о земной; потому что ты, так же как и я, знаешь, что земная Шамбала связана с небесной. И именно в этом месте объединяются два мира».

Лама замолчал. Из-под полуопущенных век он внимательно изучает наши лица. И в вечерних сумерках начинает свое повествование: «Истинно, наступает время, когда Учение Благословенного вновь идет с Севера на Юг. Слово Истины, начавшее свой великий путь из Бодхгайя, вновь возвратится в те же места. Мы должны принять это, как оно есть: истинное Учение покинет Тибет и вновь появится на Юге. Во всех странах проявятся наставления Будды. Действительно, наступают великие события. Вот вы приходите с Запада и приносите весть о Шамбале. Мы поистине должны это принять. Видимо, луч от Башни Ригден-Джапо достиг всех стран.

Как алмаз сверкает свет на Башне Шамбалы. Он там — Ригден-Джапо, неутомимый, вечно бодрствующий на благо человечества. Его глаза никогда не закрываются. В своем магическом зеркале он видит все земные события. И могущество его мысли проникает в далекие земли. Для него не существует расстояния; он может в мгновение ока оказать помощь достойным. Его яркий свет может уничтожить любую тьму. Его неисчислимые богатства готовы для помощи всем нуждающимся, тем, кто отдал себя на служение во благо справедливости. Он может даже изменять карму людей...»

«...Неисчислимы жители Шамбалы. Многочисленны великолепные новые силы и достижения, которые подготавливаются там для человечества...»

«Лама, в Веданте говорится, что очень скоро человечеству будут даны новые энергии. Верно ли это?»

«Бесчисленно великое, сужденное и приготовленное. Из Священных Писаний мы знаем об Учении Благословенного, о жителях далеких звезд. Из этого же источника мы слышали о летающей стальной птице... о железных змиях, которые, изрыгая огонь и дым, поглощают пространство. Тат-хагата Благословенный предсказал все будущее. Он знал, каким образом помощники Ригден-Джапо воплотятся в должное время, как священная армия избавит Лхасу от всех ее гнусных врагов и как будет установлено царство справедливости».

«Лама, если великие воины воплощены, разве не будет Шамбала действовать здесь, на земле?»

«Везде — здесь и на небесах. Все силы блага объединятся, чтобы уничтожить тьму. Каждый, кто поможет в этом великом труде, будет вознагражден во сто крат и на самой земле, в этом воплощении. А все грешащие против Шамбалы погибнут в этом же воплощении, так как они исчерпали милосердие».

«Лама, недалеко от Улан-Давана мы видели огромного черного грифа, летящего низко вблизи нашего лагеря. Он летел наперерез чему-то сияющему и красивому, летящему на Юг над нашим лагерем и светящемуся в лучах солнца».

Глаза ламы сверкнули. Нетерпеливо он спросил:

«Чувствовали ли вы запахи храмовых благовоний в этой пустыне?»

«Лама, ты совершенно прав — в каменистой пустыне, находящейся в нескольких днях пути от всякого жилья, многие из нас одновременно ощутили веяние изысканного аромата. Так было несколько раз. Мы никогда раньше не обоняли такого приятного запаха. Он напомнил мне одно благовоние, которое дал мне мой друг в Индии — где он его достал, я не знаю».

«А, вас охраняет Шамбала. Огромный черный гриф — ваш враг, который стремится разрушить вашу работу, но охраняющая сила Шамбалы сопровождает вас в виде этой лучистой формы Материи. Эта мощь всегда рядом с вами, но вы не всегда можете ощущать ее. Только иногда она проявляет себя, чтобы дать вам силу и направить вас. Заметили ли вы, куда летела эта сфера? Вам следует двигаться именно в этом направлении. Ты упомянул священный зов — Калагийя! Когда кто-то слышит этот повелительный призыв, он должен знать, что путь в Шамбалу открыт для него. Он должен запомнить год, когда был позван, потому что именно с этого времени с ним всегда рядом помощь Ригден-Джапо. Только вы сами должны знать и понять, каким способом людям оказывается помощь, потому что они часто упускают посланную им помощь».

vest shambaly

Н. К. Рерих. Весть Шамбалы.

«Лама, как хранятся тайны Шамбалы? Говорят, что много сотрудников Шамбалы, много вестников спешат по миру. Как могут они хранить тайны, им доверенные?»

«Великие держатели тайн пристально следят за теми, кому они доверили свою работу и поручили высокую миссию. Если неожиданное зло встает на их пути, им немедленно оказывается помощь. И доверенное сокровище будет сохранено. Примерно 40 лет тому назад великая тайна была доверена человеку, жившему в Великой Монгольской Гоби. Ему было сказано, что он может пользоваться этой тайной в особых целях, но, когда он почувствует приближение смерти, он должен найти кого-то достойного и передать ему свое сокровище. Прошло много лет. И этот человек заболел, а во время болезни к нему приблизилась нечистая сила, и он потерял сознание. В таком состоянии он, конечно, не мог найти никого достойного, чтобы доверить ему свое сокровище. Но Великие Держатели всегда бдительны и начеку. Из высокого Ашрама спешно отправился через огромную пустыню один из них и не покидал седла более шести-десяти часов. Он успел к больному человеку вовремя, чтобы на короткое время задержать его смерть и найти того, кому он смог бы передать миссию. Возможно, ты удивишься, почему Держатель не взял сокровище с собой. И почему именно состоялась эта передача. Потому что у великой Кармы — свои пути, и даже величайшие Держатели тайн иногда не хотят затрагивать нитей Кармы. Ибо каждая нить Кармы, если она будет порвана, может повлечь величайшее бедствие».

«Лама, в Турфане и Туркестане нам показывали пещеры с длинными неисследованными проходами. Можно ли достичь Шамбалы через эти проходы? Нам говорили, как иногда из этих пещер выходили неизвестные люди и отправлялись в города. Они пытались платить за покупки странными древними монетами, которых теперь уже нет в обиходе».

«Истинно, истинно, люди Шамбалы иногда появляются в мире. Они встречаются с земными сотрудниками Шамбалы. На благо человечества они посылают драгоценные подарки, замечательные реликвии. Я могу рассказать тебе много историй, как чудесные подарки были получены через пространство. Даже сам Ригден-Джа-по иногда появляется в человеческом теле. Он неожиданно показывается в святых местах, в монастырях. И в предназначенный срок сообщает свои пророчества.

Ночью или ранним утром, перед восходом солнца, Правитель Мира приезжает в Храм. Он входит. Все светильники одновременно загораются сами. Некоторые присутствующие сразу узнают Великого Странника. В глубоком почтении собираются ламы. С глубочайшим вниманием они слушают пророчества о будущем».

«Приближается великая эпоха. Правитель Мира готов для битвы. Многие знамения происходят. Космический Огонь опять приближается к Земле. Планеты предвещают новую эру. Но много катастроф произойдет до наступления новой эры процветания. Снова человечество будет испытано, чтобы определить, достаточно ли развился его дух...»

«Лама, как произошло, что земная Шамбала до сих пор не открыта путешественниками? На картах можно видеть множество экспедиционных маршрутов. Очевидно, все вершины уже отмечены, а все реки и долины исследованы».

«Поистине, много золота в земле и много алмазов и рубинов в горах, и каждый жаждет обладать ими! И сколько людей пытаются добыть их! Так же, как эти люди не могут найти сокровища, так и человек не в состоянии достичь Шамбалы без зова! Вы слышали о ядовитых потоках, обтекающих горы. Возможно, вы видели людей, умирающих от газов, когда они подходили к ним близко. Возможно, вы видели, как животные и люди начинают дрожать, приближаясь к некоторым местностям. Многие люди пытаются достичь Шамбалы непозван-ными. Некоторые из них исчезли навсегда. Только немногие из них достигают святого места, и лишь тогда, когда их Карма готова».

«Лама, ты говоришь о священном месте на земле. Есть ли там богатая растительность? Горы кажутся бесплодными, а ураганы и все опустошающие морозы там необычно сильны».

«Среди высоких гор есть неизвестные, защищенные со всех сторон долины. Горячие источники питают богатую растительность. Многие редкие растения и лекарственные травы могут расти на этой необычной вулканической почве. Возможно, вы видели гейзеры в горах. Возможно, вы слышали, что лишь в двух днях пути от Нагчу, где не увидишь ни дерева, ни растения, есть долина с деревьями, травой и теплой водой. Но кто может знать все лабиринты этих гор? На камнях не различишь следы человека. Не прочесть мыслей людей, — а кто может, тот хранит молчание! Возможно, вы встречали многих путешественников во время ваших странствий, молча бредущих по пустыне в холод и зной к своей, неведомой вам цели. Не думай, что если одежда проста, то странник незначителен! Если его глаза полузакрыты, не считай, что его взгляд не остер».

«Я могу рассказать тебе, как из далекого Алтая многие староверы уходили на поиски так называемого «Беловодья», да так и не вернулись. Я слышал названия гор, рек и озер, лежащих на пути к этому святому месту. Эти названия тайные, некоторые из них искажены, но ты знаешь суть, стоящую за ними».

«...Истинно, каждый может услышать зов: «Калагийя».

«Но чтобы достичь этого, человек должен посвятить всего себя творческому труду. Те, кто трудится с Шамбалой, посвященные и вестники Шамбалы, не сидят в уединении, но путешествуют повсюду. Очень часто люди не узнают их, а иногда они даже не узнают друг друга. Но они выполняют работу не для себя, а для великой Шамбалы; и все они знают великий символ анонимности. Иногда они кажутся богатыми, хотя не имеют никакой собственности. Все — для них, но они не берут для себя ничего. Поэтому если ты посвящаешь себя Шамбале, все отбирается и все дается тебе. Если ты пожалеешь, то потеряешь; отдашь с радостью — обогатишься. По существу, Учение Шамбалы заложено в этом, а не в чем-то далеком и таинственном. Поэтому если ты знаешь, что Шамбала находится здесь, на земле, если ты знаешь, что все может быть достигнуто здесь, на земле, тогда и вознаграждение придет здесь, на земле. (...)

Каждый вход в пещеру предполагает, что кто-то уже ушел туда. Каждый ручей — особенно подземные ручьи — поворачивает воображение к подземным переходам. Во многих местах Центральной Азии говорят об агарти — подземном народе. В многочисленных прекрасных легендах описывается та же история о том, как лучший народ покинул предательскую землю и нашел спасение в тайных странах, где он обрел новые силы и подчинил мощные энергии.

В горах Алтая, в прекрасной горной долине Уймон седой старовер сказал мне: «Я докажу вам, что легенда о чуди, подземном народе, не фантазия! Я приведу вас ко входу в подземное царство».

По дороге через долину, окруженную снежными горами, мой хозяин рассказал мне множество историй о чуди. Замечательно то, что «чудь» на русском языке имеет ту же самую основу, как и слово «чудо». Вероятно, поэтому мы можем считать чудь чудесным племенем. Мой бородатый проводник рассказал мне, «как давным-давно в этой плодородной долине жило и процветало могущественное племя чуди. Они знали, как изыскать минералы и как вырастить богатый урожай. Самым миролюбивым и трудолюбивым было это племя. Но потом пришел Белый Царь с неисчислимыми отрядами жестоких воинов. Миролюбивая и трудолюбивая чудь не смогла сопротивляться насилию завоевателей и не хотела терять свою свободу; они остались слугами Белого Царя. Потом впервые белая береза начала расти в этом районе. И, согласно старинным пророчествам, чудь узнала, что пришло время их ухода. И чудь, не желая оставаться в подчинении у Белого Царя, ушла под землю. Только иногда вы можете услышать пение святых людей; сейчас их колокола звонят в подземных храмах. Но придет славное время человеческого очищения, и в эти дни великая чудь снова появится в полной славе».

Так закончил старовер. Мы приближались к низкому каменистому холму. Он гордо показал мне: «Вот здесь вход в великое подземное царство. Когда чудь вошла в подземный ход, то закрыли вход камнями. Сейчас мы стоим прямо около этого подземного входа».

Мы стояли перед огромным погребением, окруженным большими камнями, таким типичным для периода великого переселения. Подобные погребения с прекрасными образцами готских реликвий мы видели в южнорусских степях, в предгорьях Северного Кавказа. Исследуя этот холм, я вспомнил, как во время перехода через Каракорумский перевал мой саис, ладакец, спросил меня: «Знаете ли вы, почему здесь такая своеобразная поверхность? Знаете ли вы, что здесь, в подземных пещерах, спрятаны многие сокровища и что в них живет удивительное племя, которое ненавидит грехи земли?»

И опять, когда мы прибыли в Хо-тан, подковы наших лошадей звучали глухо, будто мы проезжали над пещерами или пустотами. Караванщики обратили наше внимание на это, говоря: «Вы слышите, какие пустые подземные переходы мы пересекаем? Через эти проходы люди, которые их знают, могут добраться до дальних стран».

Когда мы наткнулись на входы пещер, наши караванщики рассказали нам:

«Давным-давно здесь жили люди, сейчас они ушли под землю; они нашли подземный проход к подземному царству. Только очень редко некоторые из них появляются снова на земле. На наши базары такие люди приходят со странными очень древними монетами, но никто не может даже вспомнить то время, когда здесь пользовались такими деньгами». Я спросил их, сможем ли мы тоже увидеть таких людей. И они ответили: «Да, если ваши мысли высоки и общаются с этими святыми людьми, потому что на земле только грешники, а чистые и мужественные уходят к чему-то более прекрасному».

Велика вера в Царство подземного народа. По всей Азии, на пространствах всех пустынь, от Тихого океана до Урала вы можете услышать одни и те же чудесные сказания об исчезнувшем святом народе. И даже далеко за Уральскими горами эхо тех же сказаний настигнет вас. Часто вы слышите о подземных племенах. Говорят, что иногда невидимый святой народ живет за горой. Иногда или ядовитые, или живительные газы поднимаются над землей, чтобы защитить кого-то. Иногда вы слышите, как передвигаются пески огромной пустыни и на какой-то момент открывают доступ к сокровищам подземных царств. Но никто не смеет прикоснуться к этим сокровищам. Вы услышите, что в скалах самых пустынных горных хребтов можно увидеть отверстия, которые соединены с этими подземными переходами, и что прекрасные принцессы давным-давно живут в этих природных замках. На расстоянии можно принять эти отверстия за орлиные гнезда, потому что все, что принадлежит подземному народу, скрыто. Иногда Святой Город тонет, как в фольклоре Нидерландов и Швейцарии. И фольклор совпадает с действительными открытиями в озерах и у морских побережий. В Сибири, в России, в Литве и Польше вы найдете много легенд и сказок о великанах, которые жили когда-то в этих странах, но потом, питая отвращение к новым обычаям, исчезли.

Среди историй о подземных городах рассказ о Керженце под Нижним Новгородом обладает особой красотой. Эта легенда оказывает такое воздействие на людей, что даже сейчас, один раз в году, множество верующего народа собирается для крестного хода вокруг озера, где Святой Город ушел под воду. Трогательно видеть, как жизненны легенды, жизненны, как костры и факелы самой процессии, которая поет святые песни о Городе. После этого в полной тишине, сидя вокруг костров, люди ждут и слушают праздничные колокола невидимых церквей.

(Из очерков «Шамбала сияющая» и «Подземные жители»)

Hosted by uCoz