Ала ад-Дин Ата-Мелик Джувейни, «Родина», №3-4, 1997
10 февраля 1258 года тридцатитысячная монгольская армия захватила Багдад, столицу Арабского халифата. Иран, Мрак, Сирия и Закавказье были объявлены улусом (владением) завоевателя, внука Чингисхана Хулагу. На службу к новым правителям потянулись арабские и персидские чиновники. Монголы не возражали, чтобы налоги для ханской казны собирали мусульманские финансисты-профессионалы. Среди тех, кто сумел сделать карьеру при монголах, были и два брата - Шамс ад-Дин и Ала ад-Дин, родом из селения Джувейн в восточном Иране. Первый стал сахиб-диваном (министром финансов) Улуса Хулагу, второй был назначен наместником Багдада. Ала ад-Дин Джувейни смог быстро восстановить разрушенный город.
Он строил каналы, организовывал библиотеки, но остался в памяти потомков не поэтому. В беседах с очевидцами монгольских завоеваний и в поездках по огромной империи Джувейни собрал уникальные сведения о правлении Чингисхана и его наследников. Эти сведения он изложил в своей знаменитой книге «Тарих-и джихангушай» («История покорителя Вселенной», то есть Чингисхана). Перед читателем разворачивается панорама событий первой половины XIII века от Венгрии до Кореи. Многие подробности той эпохи известны только из сочинения Джувейни. «Родина» впервые на русском языке публикует фрагменты «Тарих-и джихангушай» о монгольском войске и законах Чингисхана.
Всевышний выделил Чингисхана из его современников разумом и мудростью, а из царей Вселенной... проницательностью и могуществом, и всем вышесказанным отличил от того, что было написано о привычках и обыкновениях фараонов и цезарей. Поэтому он (Чингисхан) не утруждал себя изучением книг, но следовал (начертанному) на скрижалях своей души. И то, как было упорядочено устройство завоеванных стран и достигнуто умаление величия врагов, и отстранение (от власти) правителей (разных) рангов, оказалось (результатом) такого состояния его души и образа мыслей, что если бы Искандер*... жил в его (Чингисхана) время, то учился бы у него мудрости и проницательности...
Исходя из необходимости и в соответствии со своим мнением, (Чингисхан) установил закон для (выполнения) всякого дела и правило для (свершения) любого начинания, а за каждый проступок определил наказание. Поскольку у татарских** племен не было письменности, он приказал, чтобы монгольские дети обучались грамоте у уйгуров***. И те ясы**** занесли на свитки и распоряжения, называемые Великой книгой Ясы и хранящиеся в казне наиболее почитаемых царевичей. В случае, если садится на трон (новый) хан или седлает коней большое войско, или съезжаются царевичи и начинают обсуждать государственные дела, тогда эти свитки извлекают и руководствуются ими. При снаряжении войска, опустошении стран и городов поступают таким же образом.
Во времена, когда только начиналось его (Чингисхана) поприще и монгольские племена стали присоединяться к нему, он упразднил распространенные среди них предосудительные обычаи. Став на путь достохваль-ной мудрости, он учредил обычаи достойные, из которых многие согласуются с шариатом.
* Искандер Зу-л-Карнейн (то есть «Двурогий» — по знаменитому шлему, увенчанному бараньими рогами в честь египетского бога Амона) — Александр Македонский. На средневековом мусульманском Востоке считался образцом государя-воителя.
** Понятия «татары» и «монголы» Джувейни употребляет как синонимы.
*** Уйгуры — тюркский народ, обладавший древней оригинальной культурой. В XIII в. уйгуры имели собственное государство на территории современного Синьцзяна (Северо-Западный Китай). В 1211 г. добровольно вошли в состав Монгольской империи.
**** Яса (совр. монг. «дзасаг» — правление, власть) — ханское повеление, обретавшее силу общегосударственного закона. Совокупность подобных норм составила так называемую Великую Ясу — кодекс законов Монгольской империи.
(Чингисхан) не придерживался какой-либо религии и не являлся убежденным приверженцем какого-либо вероисповедания, не выделял ни одну веру среди других и не оказывал предпочтения какой-то одной. Наоборот, он воздавал почести и превозносил богословов и подвижников всех учений, считая их посредниками (в общении) со всемогущим Богом, и относился с равным уважением к мусульманам, христианам и идолопоклонникам*. Каждый из его отпрысков и потомков выбрал (для себя) вероисповедание в соответствии со своим желанием: одни последовали исламу, другие обратились к учениям христиан или идолопоклонников, третьи же сохранили верность древним верованиям предков... Несмотря на разнообразие верований, они далеки от фанатизма, и по этому поводу существует яса Чингисхана, которая уравнивает все религии и не проводит различий между ними.
Другая яса такова. Ни один человек не должен переходить в другое место из тех тысячи, сотни и десятка, в которых он состоит, не смеет искать другого пристанища. Никто не может впускать к себе такого (беглого) человека, а если кто-нибудь преступит данный приказ, то их публично пытают и казнят — как того, кто ушел, так и приютившего его. По этой причине ни одно живое существо не смеет впускать к себе чужого. Например, даже царевич не пустит к себе самого незначительного человека и воздержится от нарушения ясы.
Без сомнения, никто не смеет непочтительно относиться к своему эмиру и начальнику, и другие (то есть не подчиненные ему) не должны вольно с ним обходиться.
И другая яса. Когда пространство их (монголов) царства стало широким и обширным, они не могли избежать искажений в сообщениях о положении врагов. Приходилось также перевозить различное имущество с запада на восток и с отдаленного востока на запад. По всей стране устроили ямы**, определили для каждого яма расходы и содержание, равно как и (количество) людей и животных, еды и питья и прочего содержания. Распределили по одному яму на два тумена***, с тем чтобы получилось соответствие численности и порядку, проезд послов не задерживался из-за смены лошадей, а подданные и войско не испытывали беспокойства. Послы тоже обязаны беречь (верховых и вьючных) животных... Ежегодно ямы должны подвергаться проверке. Не достающее и испорченное имущество ямов возмещается силами (окрестных) подданных.
*То есть буддистам.
** Ям — почтовый пункт для обслуживания монгольских гонцов, послов и чиновников; состоял из конюшни и постоялого двора. Ямская система была заимствована монголами из Китая.
***Тумен — округ, способный выставить на случай войны 10 тысяч боеспособных мужчин; корпус численностью в 10 тысяч воинов.
Когда страны и народы были завоеваны ими (монголами), то по неукоснительному распоряжению они (покоренные народы) подверглись переписи и поименной разверстке по десяткам, сотням и тысячам. Были установлены (обязанности по) набору войска и ямов, подати и налоги с деревень, кроме того, денежные выплаты, а помимо этих повинностей, еще и кубджур*.
Подобных яс много, но изложение их в подробностях затруднительно.
Чингисхан ревностно относился к охоте и говорил, что охота и ловля (зверей) подобающее занятие для эмиров войск, а те, кто обладает оружием и сражается в боях, приобретают навык и обучаются (этому), когда, настигая зверей во время охоты, выстраиваются в линию сообразно с числом охотящихся. Когда (монголы) не ведут войны, то постоянно желают охотиться и привлекают к этому войско. А намерение состоит не в самой охоте, но в тренировке и закаливании, упражнении в стрельбе и привыкании к трудностям...
...Таким же образом (монголами велись) войны, (совершалось) уничтожение (врагов), пересчитывались убитые и щадились уцелевшие. Именно таким образом передвигались они шаг за шагом (в походах), оставляя после себя в (покоренных) краях лишь немногих больных из тамошних бедняков.
Что касается устройства армии, то со времени Адама и доныне, когда большая часть климатов** пребывает под владычеством и управлением рода Чингисхана, не найти ни в какой достоверной истории или написанной книге, будто у какого-либо государя, господина рабов и народов, существовало такое же войско. Ибо татарское войско выносливо, терпеливо и благородно, повинуется военачальнику как в благополучии, так и при неудачах — и не из стремления к награде или земельным пожалованиям, не из надежды на прибыль или возвышение. Это является самым лучшим порядком в деле военного устройства. Ведь и львы, покуда не проголодаются, не идут на охоту и ни на какое животное не нападают; а среди иранских пословиц есть такая: «с сытой собакой не охотятся»... Какое еще войско может уподобиться монгольскому, если во время (ратного) дела оно побеждает и посрамляет вредоносных тварей?! И на охоте, и в дни спокойствия и безопасности оно — как овцы, что приносят молоко, шерсть и многие выгоды; но и в пору трудностей и несчастий оно не ведает расхождений и противоречий.
*Кубджур (копчур) — налог со скота. Перечисленные у Джувейни ясы по устройству ямов, переписи населения и налогообложению осуществлялись в XIII в. монголами в завоеванных ими русских княжествах.
** В соответствии с традиционными арабо-персидскими географическими воззрениями. Земля делилась на несколько «климатов» — широтных зон, параллельных экватору.
Всякий раз, когда появляется опасность от смертоносного врага или злокозненного мятежника, они (монголы) готовят все, что может пригодиться из различного оружия и прочего снаряжения — вплоть до шильев, игл, веревок, ездового и вьючного скота, ослов и верблюдов. И так каждый в сотнях и десятках исполняет свои обязанности, а в день проверки они предъявляют снаряжение, и если хоть (что-нибудь) немного не в порядке, то провинившегося сурово наказывают и строго карают. Несмотря на личное участие в сражениях, все воины полностью обеспечивают снабжение для ведения войны. За женщинами и домочадцами, что остаются при имуществе и хозяйстве, неукоснительно сохраняются те обязанности по снабжению (войска), которые выполнялись хозяином дома во время его присутствия; до такой степени, что если повинность состоит в личном участии (в каком-либо деле), а мужчина отсутствует, то (его) жена сама идет и исполняет это.
Смотр и пересчет армии установили таким образом, что нет нужды в особом военном ведомстве, равно как и в особых (военных) чиновниках. Все люди делятся на десятки, а один человек из каждого десятка является эмиром над другими девятью. Одному эмиру из десяти дают звание эмира сотни, и вся сотня ему подчиняется. Так продолжается с тысячей и доходит до десяти тысяч, над которыми назначается эмир, называемый эмиром тумена. В соответствии с этим порядком, если появляется нужда в каком-нибудь человеке или еще в чем-то, то поручают эмиру тумена, а эмир тумена — эмирам тысяч, и так (поручение) доходит до эмира десятка.
Каждый человек действует слаженно (с другими), независимо от богатства или покровительства. Если вдруг возникнет потребность в войске, то приказывают: «столько-то тысяч нужно в такой-то час» — и в тот же день или в ту же ночь те прибывают в указанное место, и ни на мгновение не происходит опережения или задержки. Покорность и повиновение (достигают таких) пределов, что если эмир сотен тысяч войск совершает какую-то ошибку, то (даже окажись) между ним и ханом пространство от востока до запада, (хан) посылает к нему всадника, чтобы наказать в соответствии с приговором. Если приговор будет «голова» — казнят, если «золото» — возьмут штраф...
В современной исторической науке распространена объясняющая причину начала монгольских завоеваний теория «смягчения социальных противоречий». Коротко ее можно изложить так.
В 1206 году правители (нойоны) монгольских племен на торжественном съезде провозгласили Чингисхана верховным государем всего монгольского народа. Отныне нойоны уже не могли обогащаться в междоусобных войнах, отнимая друг у друга табуны и угоняя пастухов в свои стойбища. Аристократия потеряла возможность наживаться за счет друг друга: все монголы превратились в подданных единой империи. Чингисхан должен был чем-то компенсировать знати этот утраченный источник обогащения. Кроме того, в ходе государственных реформ он поставил во главе провинций и армейских подразделений своих верных сподвижников — в большинстве своем незнатных. Нойоны оказались, таким образом, оттесненными еще и от управления государством. Успокоить их можно было только обещанием будущей добычи в соседних странах. Тем более что теперь успех завоевания был гарантирован, так как в походы отправлялись не разрозненные ополчения мелких племен, а сильная и дисциплинированная армия молодой монгольской державы. Нужно было учитывать и настроения простонародья. Рядовые кочевники вроде бы и выиграли от объединения племен в государстве, потому что прекратились разорительные распри нойонов. Но вместе с государственной властью пришли тяжелые подати и повинности. Чабаны с семьями уже не могли, как раньше, откочевать от одного алчного нойона к другому, менее прижимистому. Чингисхан запретил самовольные переходы. Напряжение в низах нарастало, срочно нужно было найти выход из создавшегося положения. От правительства требовалось обеспечить знати и рядовым кочевникам шанс на обогащение, на почетную службу в гарнизонах на территории завоеванных государств. В этих условиях Чингисхан и повел массу боеспособного народа сначала в богатый Китай, а затем на мусульманские страны.
Правда ли, что Чингисхан появился на свет на территории России?
Чингисхан родился в семье знатного монгола Есугэй-багатура, по одним источникам, в 1155-м, по другим — в 1162 году. Официальная династийная история Монгольской империи «Тайная история монголов» сообщает, что это произошло в местности Дэлиун-болдах. Полагают, что речь может идти об урочище на правом берегу реки Онон (бассейн Амура), которое у местного населения в прошлом веке носило название Дэлюн-булдак. Располагалось оно в 230 верстах к юго-западу от города Нерчинска и в 8 верстах к северу от тогдашней российско-китайской границы. Если это отождествление верно, то родился Чингисхан на территории современной Читинской области. В XII веке эта местность входила в район кочевий могущественного племенного союза монголов-тайджиутов, к которому принадлежали и кияты — племя Чингисхана.
В Монгольской Народной Республике принято считать, что родиной хана является горная область Хэнтэй (на востоке страны). По решению правительства там установлен памятник Чингисхану.
Интересная версия арабского историка о чабанах якобы когда-то завоевавших Россию-Гардарику. Впрочем есть и другие версии...