История

Гражданские суда черноморских казаков

Фролов Б.Е.

ЮГА.ру

 

20 августа 1787 г. князь Г.А. Потемкин предписал бывшим запорожским старшинам Сидору Белому и Антону Головатому начать сбор волонтерных команд из казаков, некогда служивших в Сечи. При этом сразу предполагалось использовать пеших казаков для службы на гребной флотилии. Ее формирование началось с мая 1788 года. 4 мая премьер-майор А.А. Головатый рапортовал в Кош «верного войска Запорожского»: «…принято мною 22 лодки со всеми принадлежащими к ним снарядами, ножи военные и прочие материалы» (1). Вскоре казачья флотилия насчитывала до 50 канонерских лодок. Истории этой флотилии и ее судам автор посвятил отдельную работу (2).

Но и при военной флотилии и помимо нее в Черноморском войске имелось значительное количество так называемых «партикулярных» судов, осуществлявших вспомогательные операции: перевозку людей, продовольствия, различных припасов, занимавшихся ловлей рыбы и т.д. Это – байдаки, баркасы, «дощанники», дубы (дубки), кармачные лодки, катера, каюки, лунтры, «неводники», «чектырмы», ялики, шайки. Те из них, о которых удалось найти какие-то документальные свидетельства, и составляют объект исследования настоящей статьи.

Словарь русского языка определяет байдак как особый род промысловых судов на Днепре, его притоках и на черном море (3). Более обширные сведения дает словарь В. Даля: «Байдак – речное судно по Днепру и притокам его, длиной 15-25 саж., шириной 2-4 саж., в осаде 6-9 четвертей, подымает 10-15 т. пудов. Об одной мачте с ложками (вантами) и базанною (штагом) об одном большом парусе, как волжские расшивы; управляется по барочному, стерном (кормовою потесью), а с носу треплом (носовой потесью); закавказские байдаки меньше, сажень шести» (4).

В Черномории байдаки изготавливали значительно меньше днепровских и по размерам они больше приближались к закавказским. Первоначально часть байдаков использовалась и в военных целях и, для отличия от больших канонерских лодок казачьей гребной флотилии, их называли «малыми лодками» или «военновооруженными байдами» (5). Команда до 20 человек, вооружение 1-2 пушки.

Но в основном байдаки были чисто гражданскими судами и на них перевозили различные грузы по р. Кубани изредка в прибрежных водах. Эти байдаки по размеру делились казаками на «большие и малые». Вот описание больших байдаков 1796 г.: «… калибром беспалубные о 16 весел, длиной по килю 37, а по штевню 43, шириной по бимцу 10,5, глубиною по банки 3 фут., не остропильных, а чтоб делом похожи были на плоскодонные, по одной мачте, по одному парусу косому гроту, наподобие галерных и рее» (6).

Из рапорта войскового есаула М.С. Гулика от 31 августа 1798 г. мы узнаем о начале строительства байдаков новых пропорций. «Ради доставки Кубанью служащим в флотилии а Тамани, при куренях и на пограничной страже провианта, по моему повелению при Черноморской гребной флотилии байдак вновь состроен. 27 прибыл в Екатеринодар и нагружен 200 четвертями и отправлен во флотилию.

Он сделан на манер старого, только больше оного в длину 2.5 саж., в ширину 1 саж., а в вышину 1,5 фут., имеет он одну мачту и рею и снабжен … якорем, канатом, тросами, парусом и 1 трехфунтовым орудием. Сделан он по личному моему усмотрению с хорошим расположением с способностию к водоплаванию по р. Кубан, так что мог бы взять с легкостью 300 и более четвертей провианта, но мелководие.

Как черкесские народы, так и наши с изумлением смотрели как он шел под парусом. По уверению прибывшего на оном с флотилии старшины, он под парусом противу воды многие места, где только способнее ветер, с поспешностью переходил» (7). Мастеровым за постройку байдака заплатили 75 рублей, всего же он обошелся войску в 169 руб. 50 коп. Большие байдаки перевозили по 8-10 лошадей или от 60 до 80 человек (8). В 1821 г. поднимался вопрос об изготовлении для Славянского поста байдака вмещавшего бы не менее 100 человек (9).

Размеры малых байдаков точно установить не удалось, вероятно, они сильно варьировались. На них также имелись мачта, рея с парусом, кормовое весло, число весел было меньше (чаще всего шесть). Показательна фраза из документа 1822 г.: «сей байдик так мал, что от одного ставшего на край его человека шатается на воде» (10).

Следует сказать, что помимо плоскодонных байдаков в документах упоминаются и 2 «глубокие» (возможно, килевые).

Кроме того, в Черномории из байдаков устраивали паромы. В источниках они первоначально называются «байдачные паромы» («двойные паромы»), а затем слово «байдак» стало просто синонимом слова «паром» (11).

В начале XIX века предпринимались попытки использовать байдаки в качестве военных судов для охраны Черноморской кордонной линии по р. Кубани.  По словам И.Д. Попко, один французский инженер, находившийся при де Ришелье, придумал проект, по которому чернорабочие байдаки стали превращать в плавучие батареи с бойницами для пластунов; ничего путного из «этих черепах кордонной линии не вышло» (12). В другой своей работе названный автор высказался по этому поводу более пространно: «Старые черноморцы… придумали было… плавучие караульни, двигавшиеся по всему низовому течению Кубани, от Екатеринодара до устьев. Эти кочевые пикеты назывались «байдаками», и число их простиралось до двадцати. Они устраивались на подобие паромов, но имели весла и слушались руля. Вооружались они фалконетами и по борту, обращенному к неприятельскому берегу, прикрывались шерстяными щитами, с отверстиями для ружей. На каждом из них помещалось до тридцати пяти пеших казаков с кухней и запасами… Байдаки гонялись за двумя зайцами и ни одного не ловили. Но что еще невыгоднее – они оставались в бездействии большую половину года, чрез обмелевание и замерзание Кубани. А потому существоватие этих кордонных амфибий кончилось превращением их в простые паромные переправы чрез Кубань и Протоку» (13).

Место стоянки войсковых байдаков находилось несколько ниже Екатеринодара, и пост, учрежденный там, стал называться Байдачный. По описи «Екатеринодарской байдачной пристани» 1810 г. при Екатеринодаре числилось 4 старых (из них на воде 2) и 5 новых байдаков, а в различных командировках – 24 (14).

В Кубанской области известна и «байда» – долбленая рыболовная лодка малых размеров (15).

Баркас – небольшое гребное или парусно-гребное судно. В Черномории использовались и чисто рыболовные баркасы и баркасы, служившие в качестве вспомогательных судов при военной гребной флотилии. Последние имели один-два паруса, 14 весел на железных уключинах и одни руль с румпелем (16).

После упразднения в 1809 году флотилии канонерских лодок, военные функции баркасов на этом, естественно, закончились (баркасы азовских казаков, представлявшие собой военные суда, выходят за границы нашей темы). Как промысловое судно, баркас прожил долгую жизнь (возможно, она продолжается и ныне). В 1909 году страдник таманского рыболовного района И.П. Сухарев составил «Рыболовный словарь». Приведем из него данные, касающиеся баркаса. «Барказ – рыболовная лодка небольших размеров. Киль - основа на дне баркаса, на котором укреплены тагуны. Тагуны – ребра, основа баркаса. Водорез – основа спереди и сзади баркаса. Обшивка – доски, которыми он обшит. Поёл – настилка в средине баркаса на дне. Прова – перед, нос. Банки – доски поперек баркаса, сидение. Шкарма – деревянные колышки для надевания весел. Стропка – бичевка вокруг весла для надевания на шкарму. Рим – кольцо железное на носу для привязывания баркаса. Мачта – дручок на котором подымают парус. Гафель – рея вверх паруса. Бумма – рея внизу паруса. Кливер – клинообразный парус на носу баркаса. Гордовень – веревка, поднимающая рею. Ванты – веревки, поддерживающие мачту. Брундук – веревка, которой привязывают барказ. Машумба – парусовые борты во время зыби. Сиктуры – железные стойки для поддерживания машумбы. Ковыля – деревянные колышки за которые крепят парусные веревки. Пупо – идти барказом за ветром…» (17).

Пояснения И.П. Сухарева позволяют нам в общих чертах представить устройство баркаса начала ХХ в. (мореходный лексикон кубанцев заслуживает отдельного компетентного исследования).

Кармачная лодка – небольшое рыболовецкое судно. Для войсковых нужд на них перевозили людей, лошадей, продовольствие. Различались большие и малые лодки (в начале XIX в. малые были четырехвесельными). В малую помещались 10 человек или две лошади (лошадей связывали и клали боком), большая лодка поднимала до 10 треножных лошадей (18). В военных целях основные перевозки осуществлялись через Еникольский пролив. Привлекали в основном партикулярные лодки, которые в обычное время использовались для своей обычной работы – рыбной ловли.

Свою терминологию казаки употребляли и для обозначения неприятельских судов соответствующего типа. К примеру, в марте 1807 г. черкесы переправились через Бугаз на кармачных лодках с пушками и, напав на селение Стеблиевское, забрали всех жителей в плен.

В документах встречается и такая орфография – «кармашные лодки». Название свое лодки, очевидно, получили от кармаков – крючьев, использовавшихся для ловли рыбы («кармачный лов»). Кармаки ставились в открытом море не ближе 5 верст от берега. Кармачному лову непогода только благоприятствовала: волны раскачивали крючья и насаживали на них самую осторожную рыбу.

Лунтра – небольшая лодка многоцелевого назначения. В Черномории на них возили людей, продукты, ловили рыбу. Приблизительные размеры по данным 1801 г. следующие: длина – 10 м, ширина – 1.ю5 м, глубина – 70 см (19). Аналогичные (или похожие) лодки черкесов казаки также называли лунтрами. Во время набегов каждая черкесская лунтра тянула за собой через Кубань несколько камышовых «пук», «плиток» (пучки камыша, плотики – Б.Ф.) с людьми и оружием.

Дуб – новый тип деревянного парусного грузового судна, появившийся на Дону и Днепре в начале XVIII в. (20).Прибрежный дуб достигал в длину 20 м, имел палубу и две мачты. Речной дуб был меньше и без палубы. Тогда же термин «дуб» распространился в речи казаков. По мнению Ю.П. Тушина, название судна может быть связано с русским «дуб», так как оно возникло одновременно с новой техникой строительства судов прочной конструкции с сильным продольным и поперечным набором из дуба на усиленном болтовом креплении (21).

Неясный намек на другую этимологию можно увидеть в конструкции А.П. Скорика и А.Г. Лепилова: струги-думбасы-дубасы (22).

В Черномории дубы («дубки») подразделялись на большие и «небольшие» (23), но никаких даже приблизительных их размеров в документах встретить не удалось. По данным 1828 г., дуб набирался из вершковых досок и имел 10 «бабаек» (сиденье для гребцов) (24).

В заключение несколько слов о каюках. В этимологических словарях М. Фасмера, А.Г. Преображенского и Н.К. Дмитриева слово характеризуется как тюркское по происхождению (25). В словаре современного русского литературного языка каюк определяется как «небольшая лодка с плоским дном и двумя веслами», эта же формулировка дается в словаре иноязычных слов Л.П. Крысина (26). Более развернутое определение приводится в Военно-морском словаре: «Каюк, гребной долбленый челн длиной 6 м и грузоподъемностью около 0,5 м. Применялся на реках азово-черноморского района для сообщения судов с берегом или для перевозки пассажиров между берегами» (27).

В середине XIX в. черноморский историк И.Д. Попко писал о каюках как о легких долбленых лодках, которые легко можно было перетаскивать вручную (28).

В то же время архивные документы (хотя и очень немногочисленные) позволяют утверждать о существовании в Черномории в первой четверти XIX в. каюков и другого типа. В 1810 г. упоминаются каюки с мачтами (29). Есть свидетельства о каюках, набранных из досок и имеющих киль. Вот список материала, необходимого на ремонт каюка (1825 г.): «На обшивку досок вершковой толщины, пятивершковой ширины, длиною в 16 аршин – восемь, и длиною в 6 ар. – восемь. Да на борты двухвершковой толщины в 16 ар. – одной. Гвозди четвертно – 500, костылей – 100. На обварку смолы густой» (30). То есть перед нами лодка довольно внушительных размеров. Вероятно, встречающееся в документах выражение «большие каюки» относилось к подобного типа судам.

О приблизительных размерах и грузоподъемности «малых» каюков можно судить по следующим строкам: «… в каюки должно грузиться по 7 человек. Село 10 и от сей непомерной тяжести они утонули» (31).

Очевидно, большие каюки быстро сошли со сцены, а малые еще более уменьшились и эволюционировали в те легкие долбленые челны, о которых пишет И.Д. Попко.

Примечания

1.     ГАКК (Государственный архив Краснодарского края). Ф. 249. Оп. 1.        Д. 9. Л. 75.

2.     Фролов Б.Е. Казачья флотилия // Морская слава кубанцев. Краснодар, 1996.

3.     Словарь русского языка. Т. 1. М., 1985.

4.     Даль В. Толковый словарь. Т. 1. М., 1985.

5.     ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 528. Л. 24.

6.     ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 336. Т. II. Л. 210-211.

7.     ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 360. Л. 78.

8.     ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 981. Л. 5.

9.     ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 792. Т. 1. Л. 205.

10. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 812. Л. 41.

11. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 115. Л. 103, 107; Д. 913. Л. 229; Ф. 250. Оп. 2.         Д. 575. Л. 5, 74, 88.

12. Попко И.Д. исторические и биографические очерки. Екатеринодар, 1872. С. 24.

13. Попко И.Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. СПб, 1858. С. 230.

14. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 595. Л. 5.

15. Бородин Н. Кубанское рыболовство // Кубанский сборник. Т. XI. Екатеринодар, 1905. С. 20.

16. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 497. Л. 50.

17. Личный архив автора.

18. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 960. Т. 3. Л. 378; Д. 981. Л. 5.

19. ГАКК. Ф. 250. Оп. 2. Д. 39. Л. 38.

20. Морской словарь. М., 1955. С. 222.

21. Тушин Ю.П. Русское мореплавание на Каспийском, Азовском и Черном морях. М., 1978. С. 56.

22. Скорик А.П., Лепилов А.Г. Донские казаки как морские охотники // Возрождение казачества: история и современность. Новочеркасск, 1995. С. 144.

23. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 120. Л. 21.

24. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 981. Л. 7.

25. Тюркизмы в восточно-славянских языках. М., 1974. С. 158.

26. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998.

27. Военно-морской словарь. М., 1990.

28. Попко И.Д.                                             С. 236.

29. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 595. Л. 8.

30. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 914. Л. 11.

31. ГАКК. Ф.261. Оп. 1. Д. 128. Л. 454.

Hosted by uCoz